Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Куценко Елена

А в конце отпуска – в книжный!

Педагогический взгляд на педагогическую литературу

Среди неторопливых дел долгого учительского лета – поход в книжный магазин. Это отдельное отпускное удовольствие, которое соединяет в себе приятное с полезным. Причем приятность состоит в той особой, почти досужей неспешности, которая возможна лишь в отпуске. Ведь учителя постоянно покупают книжки-программы-пособия на курсах и семинарах. Но это исключительно для пользы. А летом можно просто походить, полистать, заглянуть «к соседям»: что там новенького издали для психологов, родителей, воспитателей? Эта потребность настолько велика, что даже педагоги, оказавшиеся в столичном городе всего на несколько дней, стремятся хоть на часок заглянуть в большой книжный. Чаще всего им оказывается «Педкнига»: так уж исторически сложилось, что многие поколения учителей захаживали сюда в поисках чего-нибудь новенького. И ожидания их оправдываются: новинки всегда есть, и по изменению названий и именам авторов на стеллажах можно даже устроить себе дополнительное интеллектуальное развлечение – проследить моду на педагогические (и околопедагогические) темы, идеи и подходы.
Это ни в коем случае никакой не «анализ тенденций мейнстрима» педагогической мысли. А просто несколько ненаучных мыслей, приходивших в голову в течение двух с половиной часов, проведенных среди книжных полок.

 

Только в этом сезоне!..

Школа, конечно, консервативна. Как и воспитание в целом – как отдельное человеческое занятие. Что, похоже, компенсируется мелкими поверхностными течениями, которые увлекают учителей и родителей то в одну сторону, то в другую. Это заметно даже на протяжении всего одного года.
Воспитательная система школы – очень была популярная тема. И книжки были, хорошие, кстати. Каждый создал себе по воспитательной системе, и книжек практически не стало. Да и зачем они, если каждый уже может предъявить свою воспитательную систему: вот она в красивой толстой папке.
Так же и проектирование вместе с исследовательской работой школьников постепенно почти истаяло на полках. То ли все уже исследовали, то ли настолько поднаторели в проектировании, что ничего нового и знать не надо. Это и понятно: не проектировал в последние годы только ленивый. Хотя и он тоже, на бумаге по крайней мере. Значит, отчитаться теперь могут все абсолютно. Следовательно, проверять нужно уже что-нибудь новенькое.
Судя по ассортименту, например, формирование лидерских качеств. По сравнению с прошлым годом очень про это много написали. Куда они денут столько лидеров? Если воспитают, конечно. Предположим, что это на самом деле кому-то важно, тогда хочется внести поправку от чистого сердца: пусть воспитывают послушных и социально-смекалистых лидеров. Другие в нашем нынешнем пейзаже будут выглядеть как-то неуместно. Хотя слово красивое.
Впрочем, есть немало направлений, где можно обнаружить и связь с действительностью, где явственно виден компромисс между желанием идти в ногу с очередными требованиями и попыткой улучшать качество своей педагогической работы. Например: всякая уважающая себя школа написала уже в плане работы про что-нибудь личностно-индивидуально развивающее. Не очень, правда, понятно, как это получается в жизни, учитывая количество детей в классе и часов у учителя. Но большинство педагогов действительно стараются, чтоб и уроки поинтереснее и чтоб не терялись по дороге потенциальные академические неудачники – копуши, левши, правополушарные, непоседливые. Но поскольку наибольшие хлопоты доставляют все-таки последние, то литературы про них, гиперактивных, больше, чем про всех остальных вместе взятых.
Есть проблемы, явно болезненные и актуальные, которые решились признать совсем недавно: насилие в школе и трудности адаптации инокультурных детей-переселенцев. Еще пару лет назад соответствующие книжки, среди которых было много переводных, можно было встретить довольно часто. Сейчас их количество поуменьшилось. Проблемы-то системные. И отдельному учителю с ними бороться – как наводнение кастрюлей вычерпывать. Что многие и делают.
Самое обидное в том, что подавляющее большинство этих чаще всего довольно тонких книжек в бумажных обложках – и про лидерство, и про работу с беженцами, и про социальные и учебные проекты – правда хорошие. И описан в них опыт педагогов, которые работали по этой теме много-много лет. Для них это важно и интересно. И они на самом деле много чего придумали замечательного. Но их выстраданные годами идеи одни директивно насаждают квадратно-гнездовым методом, обесценивая и выворачивая их наизнанку, а другие торопливо приспосабливают, адаптируя, как Бог черепаху, под свои реалии. Грустно это, любезные читатели. И писатели тоже.

Учебник для мамы

Некоторые разделы возникли явно под влиянием родительских запросов. Судя по всему, главный родительский ужас – это подготовка к школе. По этой теме можно легко набрать несколько килограммов литературы не сходя с места. Страшно представить того несчастного ребенка, чьи добросовестные родители так и поступают. Потом, в начальной школе, ему грозит знакомство с многочисленными методиками, которые вынудят его приучиться к чтению, решению задач и освоению орфографии. Этих пособий поменьше, но тоже хватает.
Идем дальше. В средней школе ситуация разительно меняется, это поймет любой, кто взглянет на соответствующую книжную полку. В этом возрасте ребенок понимает, что и на его улице бывает праздник, а родители понимают, что для них наступил второй главный ужас – подростковый период любимого чада. Которое, судя по ассортименту литературы, врет, убегает из дома, ворует, связывается с дурной компанией, приобретает вредные привычки (особенно актуально), становится неформалом. Этим несчастьям посвящены отдельные книжки.
Для тех, чьи подросшие дети изводят родителей комплексно и всесторонне, написано огромное количество литературы. Названия различаются несущественно и в целом сводятся к одному: как ужиться с подростком, сохранив значительную часть разума и здоровья.
У некоторых невезучих родителей эти проблемы, очевидно, возникают даже раньше. Ибо советы относительно того, «как быстро и дешево воспитать вашего ребенка», прямо-таки бросаются в глаза и составляют значительную часть «родительских» полок. К счастью, в последнее время стали издавать и переиздавать и тех авторов, которые не просто советуют, как половчее управлять ребенком, а говорят о глубинной сущности детства. Если старательно перебрать семейный раздел, то можно обнаружить и Корчака, и Ле Шан, и Дольто, и Пеннака. Год назад лидером продаж были книжки Ю.Гиппенрейтер. Сейчас на стенде хитов тоже большинство составляют книжки для родителей.
Отдельная, ярко выраженная тема, явно востребованная в семейном воспитании, – дети и деньги. Если год назад книжка с таким заголовком терялась среди остальных, то сейчас рядком стоят несколько практически повторяющих друг друга даже по названиям. То ли на самом деле родители озаботились этим вопросом, то ли на Западе стало актуальной темой, а наши вовремя перевели и расписали тему с вариациями.

Учитель – профессия техническая?

Реальные, а не формально-обязательные запросы учителей выражены гораздо слабее. Разумеется, ровными рядами, уходящими к горизонту, выстроены бесчисленные методички, которые указывают, как соответствовать последним достижениям модернизации. И это понятно: без специальных инструкций в модернизацию не выживешь.
Непонятно другое. Есть множество застарелых проблем, с которыми бьются целые поколения учителей. Например, слабое знание педагогами психологии. Ее плохо преподают в вузах, психолог есть не в каждый школе, да и не будешь звать его каждые пять минут. Не говоря уже о том, что у него свой, непедагогический взгляд на ребенка. Одним словом, психологическое знание как инструмент просто необходимо учителю. Но литературы на эту тему практически нет. Любая из толстых книжек с заманчивым названием «Педагогическая психология» или «Психология в школе» оказывается вузовским учебником, который можно перелистывать или читать отдельные слова, но использовать в школьной практике не придет в голову никому.
Довольно много литературы, предназначенной для детских психологов. На этой полке обращают на себя внимание книжки о детских страхах, их стало гораздо больше. Означает ли это, что выросло и количество страхов? Или просто на них стали обращать внимание и видеть то, что раньше было скрыто? Традиционно много книжек о разных направлениях терапии, и здесь отчетливо видны сменяющие друг друга тенденции: место книжек по сказкотерапии постепенно занимает литература по куклотерапии и нарративному подходу. Конечно, использовать эти пособия учитель сможет только отчасти: и язык изложения специальный, и заниматься все-таки нужно своим делом. Не проводить же самому тренинги. Хотя как вспомнишь, кто из твоих знакомых быстренько выучился на психотерапевта…
Вообще-то большинство важных и очень трудных учительских проблем обсуждаются почему-то в психологических или родительских сериях. И профессиональное выгорание, и динамика жизни ребячьей группы-класса, и особенности разных возрастов, и адаптация, и методы взаимодействия с ребенком (не планы мероприятий, а именно подходы).
Учителя же отчетливо и недвусмысленно вынесены за скобки этого взаимодействия. Судя по огромному большинству специальной литературы для учителя, он должен: 1) изображать модернизацию во все более изощренных формах; 2) давать уроки и 3) проводить воспитательные мероприятия. Ибо от методичек, программ и сценариев полки просто ломятся. Будем справедливыми: мудрые, человечные и содержательные книги, обращенные к учителям, тоже можно отыскать на этих полках. Но их нужно именно отыскивать, неутомимо перебирая десятки и сотни обложек. И больше их год от года, мягко говоря, не становится. Хотя это очень субъективный взгляд. И ситуация меняется с каждым новым поступлением. Посмотрим, как будет выглядеть картина через год.

PS

Некоторое время назад мы публиковали информацию о любимых авторах известных педагогов прошлого и настоящего. Возможно, вам интересно будет соотнести эти имена с теми, что составляют вашу педагогическую библиотеку.

Януш Корчак
И.Базедов, С.Бжозовский, Баден-Поуэлле, Р.Квик, Я.Коменский, Ф.Лаговский, Дж.Локк, С.Маркевич, М.Монтень, А.Окольский, И.Павлов, И.Песталоцци, И.Прево, В.Ратих, Ж.Ж.Руссо, З.Фрейд, Ф.Фрёбель, Т.Чацкий, С.Шацкий, И.Штурм

Василий Сухомлинский
П.Блонский, А.Дистервег, Я.Коменский, Я.Корчак, Н.Крупская, А.Луначарский, А.Макаренко, И.Песталоцци, К.Станиславский, Л.Толстой, К.Ушинский, С.Шацкий

Шалва Амонашвили
П.Блонский, К.Вентцель, Я.Гогебашвили, В.Давыдов, Л.Занков, А.Запорожец, Я.Коменский, Я.Корчак, Н.Пирогов, В.Сухомлинский, Л.Толстой, Д.Узнадзе, К.Ушинский, Б.Хачапуридзе, С.Шацкий, Д.Эльконин

Виктор Шаталов
Ш.Амонашвили, А.Батышев, С.Батышев, В.Белинский, В.Быков, Г.Воробьев, В.Гмурман, П.Груздев, В.Давыдов, М.Данилов, В.Загвязинский, З.Калмыкова, А.Лук, А.Макаренко, А.Маршалл, И.Павлов, И.Подласый, Д.Пойа, С.Рубинштейн, Г.Рузавин, М.Сканави, А.Смирнов, В.Сухомлинский, Н.Чернышевский, Э.Чудинов, В.Шубкин

Рейтинг@Mail.ru