ВСТРЕЧНЫЙ КУРС
Чему учат каникулы?
Опыты общения, организации и взаимодействия, которые пригодятся и в школе
Каникулы. У детей нет уроков, но это не значит, что они ничему
не учатся. Учатся, познают, причем порой более интенсивно,
чем на занятиях по расписанию. И наблюдательный педагог, оказавшийся рядом с ребенком, способен придумать, как осенью чуть иначе организовать учебный процесс, чтобы ученики по-летнему напряженно и с удовольствием стремились к совершенству.
Словом, чтобы школа «не мешала их образованию».
Учимся плавать
Группа школьников на раскопках в Крыму. Главное удовольствие и развлечение – море. Оно же – лучшая образовательная среда. Трудно, страшно, но очень привлекательно.
Часть детей отлично плавают. Некоторые кое-как бултыхаются в воде. Один мальчик впервые в жизни оказался на юге. Он даже вдоль кромки воды пройти боится.
Типичная ситуация для большинства классов: сильные, слабые, середнячки. Учителя всегда жалуются: трудно работать в «разношерстных» коллективах. И выбирают разные стратегии. Одни увлеченно развивают талантливых, другие изо всех сил тянут вперед непонятливых. Половина класса откровенно скучает и бездельничает.
В море не так. Поначалу учителя держат всех ребят у берега – когда дети вместе, за ними уследить легче. Постепенно становится ясно, что некоторым по силам дальние заплывы. И слишком много суеты от них в «лягушатнике». К тому же педагогов тоже тянет за горизонты.
– Я иду купаться. Кто со мной?
Группа далеко плывущих с каждым днем все многочисленнее. Кому-то надоело прыгать на мелководье, а кто-то, потренировавшись в безопасных условиях, почувствовал в себе новые силы.
По дороге в синюю даль много камушков, на которых можно отдохнуть. Шустрые плывут впереди, «разведывают», где следующий приют для усталых. Кто-то хвастается, что не остановился ни разу. Компания девчонок-болтушек не спеша переползает от одного камня к другому. И приключение, и не слишком трудно.
Гордые, счастливые мореплаватели возвращаются на берег. А там всю первую неделю сидит не умеющий плавать Ваня. Только к воде подойдет – сразу все мышцы напрягаются, пальчики поджимаются. Вдруг поскользнешься, упадешь, захлебнешься… Мама дала ему с собой нарукавники надувные, но он стесняется их надевать. Остальные-то вон как волны рассекают. А хочется поплавать…
Кто-то из взрослых идет в море – Ваня хватается за надежную руку, делает два шага. И остается в полосе прилива. Один из педагогов предлагает старую знакомую игру «Баба сеяла горох!». Для Вани – страшное испытание: придется присесть, почти с головой уйти под воду, в лицо полетят жуткие соленые брызги. Но друзья встают в круг, много рук, на которые можно опереться, много смеха. Ребята и сами играют с удовольствием, и поддержать товарища стремятся.
Естественно, такая игра возникает только в атмосфере взаимной доброжелательности, готовности принять чужое неумение, неловкость не как повод для насмешки. Даже не как недостаток. А просто как временное неудобство. Вероятно, это человеческое отношение к ученику в меру сил поддерживают школьные учителя.
Поскольку панический страх перед морем чуть отступил, Ваня начинает у взрослых брать уроки плавания: учится лежать на воде, правильно двигать руками-ногами. Труднее всего ему скоординировать все конечности разом. Он заявляет тренеру о своих сегодняшних целях как настоящий субъект образовательного процесса:
– Сегодня попробую руками.
Конечно, ноги тут же перестают двигаться. Ваня определяет перспективу:
– Завтра я попробую ногами и руками сразу.
Кстати, нарукавники он надел в конце концов. Сначала, правда, не свои – маленькой Сонечки, пятилетней дочки учительницы. Для ребенка Ваня охотно приносит на пляж игрушки. Ему нравится быть старшим, сильным. И те самые нарукавники приносит. И пробует в них плавать, чтобы позабавить малышку. Никто над ним не смеется. Ваня приносит собственные нарукавники и учится в них прыгать в глубину. Под ногами нет дна, а он плывет себе и не тонет.
Приходит время возвращаться домой. Еще бы недельку, и Ваня стал бы заправским пловцом. Но он и так чувствует, что многого достиг.
– На будущий год поплыву со всеми.
Это опыт успешного обучения, опыт преодоления страха, овладения своим телом и чувствами, опыт победы. Перенесет ли его Ваня в школу, где у него множество проблем по всем предметам? Помогут ли ему учителя справиться с математикой и русским, как помогли освоиться в море?
Групповое взаимодействие
В поездке возникает множество ситуаций, когда нужно ребятам поделиться на какие-то группы: по четверо в купе поезда, по пятеркам для дежурства, и обязательно с мальчиками, иначе некому будет таскать тяжелые кастрюли, по пять-шесть человек для подготовки игровых маршрутов, причем команды должны получиться равными по силам, а то будет неинтересно и несправедливо. Часто это бывает непросто, ребята выясняют, кто с кем не дружит, кого не принимать…
А в этом году группы образуются словно сами собой. Взрослые объясняют, какой должна быть группа, чтобы она сумела выполнить задание, и через пару минут, без обид и долгих споров, все готово.
Почему так просто? Во-первых, готовность принять каждого человека. «Среди нас нет чужих – все свои». Во-вторых, поскольку ребята в течение года активно взаимодействовали друг с другом в разных делах (в походы ходили, класс убирали, музей устраивали, исследования выполняли), они хорошо представляют себе сильные и слабые стороны друг друга.
К примеру, готовится театральный фестиваль по мотивам древнегреческих мифов. Актерская труппа должна быть разнополой, не слишком большой, чтобы всем ролей хватило, но и не крошечной, иначе некому будет изображать хор. Сформировавшиеся компании готовы разойтись для репетиций. Кто-то из взрослых замечает, что в стороне осталось четверо мальчишек. Они явно не знатоки мифологии, к тому же без девчонок у них не будет ни богинь, ни венков, ни красиво завязанных тряпочек, изображающих костюмы.
– Трудновато придется вам, ребята, – растерянно произносит учитель.
Разбредающиеся актеры замирают на месте. Принимают и обдумывают неожиданную информацию. Тихонько советуются. Несколько команд решают изменить первоначальный состав. Две девочки присоединяются к недосформированной группе. Один из мальчишек отправляется в команду к другу. Теперь можно приступать к репетициям.
К сожалению, готовность сотрудничать не обязательно предполагает умение взаимодействовать. Во многих группах ребята просто послушно выполняют указания лидера или тихо не мешают парочке энтузиастов. Вот над этим (распределение ролей, зона ответственности) придется поработать на уроках в школе.
Переговорный процесс
Перед поездкой ребята и взрослые много обсуждали правила жизни. И в поездке время от времени собирались поговорить о насущных проблемах. Не только о глобальных, но и о вполне бытовых. Что делать, если кто-то входит в чужую комнату без стука? Если сосед раскидывает повсюду свои вещи, а тебе это не нравится? Если разговорчивый приятель сначала достает всякими историями, а потом обижается, когда пихнешь его, чтобы скрылся с глаз долой? По ходу диалога всем, и взрослым в том числе, становилось очевидно, что нарушители спокойствия вовсе не злоумышленники. У каждого своя правда и свои проблемы. И если заботиться о том, чтобы настроение ни у кого не испортилось (это звучало постоянным мотивом: зачем нам рассерженные люди, с ними трудно жить рядом), нужно договариваться: слушать чужие доводы и находить компромиссное решение.
– Очень я люблю наши собрания, – призналась Сонечка, впервые почувствовав, как увлекателен процесс согласования.
Через несколько дней стало понятно, что правила, с таким трудом принятые, не вечны. Обстоятельства меняются. Значит, правила можно нарушать (не обязательно сразу отменять). По взаимному согласию, естественно. Хранителями общих правил были взрослые. Именно с ними ребятам предстояло договариваться. Они понимали учительские доводы и предлагали варианты развития событий с учетом потенциальных возражений. А не просто: «Ну пожалуйста, ну разрешите разочек».
К примеру, была договоренность, что когда все вместе идут по городу, себе отдельно ничего покупать нельзя. Хочешь воды? Покупай на всех! Чтобы человеку не было обидно, если у него денег нет, а пить хочется.
Жара. Ожидание автобуса, который приедет минут через 15 – не раньше. Рядом киоск с мороженым. Но в общей кассе сегодня расходы на удовольствия не предусмотрены – только на транспорт. Несколько человек суетятся между группками одноклассников, что-то горячо обсуждают. Девочка-парламентер направляется к учителям.
– Мы помним, что по дороге себе лично ничего покупать нельзя. Но сейчас всем хочется мороженого. Пусть каждый себе купит. У Максима нет денег – так мы ему дадим.
Интересно, что на мороженое Максиму не скидываются по копеечке, а просто пара друзей покупает лишнюю порцию ему в подарок.
Еще о еде. В поезд на обратную дорогу ребята предложили не общий паек покупать, а каждое купе – для себя, по своим вкусам. И, даже не дав взрослым слова, сразу предупредили: мы покажем вам список предполагаемых покупок, чтобы вы посмотрели, не вредные ли это для здоровья продукты.
Умение договариваться будет ли востребовано в школе? Или жесткая система не готова к компромиссам?
На всякий случай
Учитель, наблюдая за детьми, получает бесценный материал для размышлений. Однако в школе у него порой не хватает времени для таких тонких материй. Некогда заметить чье-то напряженное выражение лица, ехидную усмешку, агрессивную позу. Впрочем, можно снять с себя часть нелегкой ноши, научив ребят самостоятельно оценивать ситуацию, видеть сильные и слабые стороны участников группы (и свои собственные), чтобы эффективно учиться самому, взаимодействовать с одноклассниками.
онимание другого человека, сознание того, насколько чужое мышление, восприятие отличаются от твоего собственного (заодно и себя лучше понимать начинаешь), возникает, если на занятии педагог иногда предлагает ребятам обменяться представлениями по поводу какого-то вроде бы знакомого слова, вполне понятной на первый взгляд картинки.
А потом обсудить, как то или иное высказывание отражает личностные особенности говорящего. В классе обнаружатся неожиданные единомышленники (люди, реагирующие на зрительный или звуковой образ; склонные к общепринятым ассоциациям или совершенно субъективным).
Полезно предлагать ученикам записывать последовательность действий по решению определенной задачи, осуществлению проекта. Потом можно сравнить, одинаково ли действовали соседи по парте? Есть ли способ, эффективный для всех? С какими личностными особенностями связаны различные походы ребят к решению одной и той же задачи.
Вообще стоит почаще спрашивать у детей, как они пришли к тому или иному ответу, решению.
Сделать этот способ действий наглядным можно, вызвав к доске трех разных учеников (одинаково успешных, конечно) и предложив им письменно выполнить одно и то же задание.
А потом обсудить с классом, как каждый выстраивал свой ответ и почему он действовал именно так.