НА ПОРОГЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Тренды осени 2010 года: вызовы школе и возможные ответы
А что, если посмотреть на грядущие перемены не сквозь призму опасений и тревог, а чуть со стороны и чуть с меньшей серьезностью?
До первого сентября остаются считанные недели. Для школьных администраторов это самое горячее время. Все ли учтено при подготовке к новому учебному году? Внесены ли необходимые коррективы в школьное планирование?
Не надо ли еще что-то изменить в программе развития?..
Нынешняя ситуация только усиливает напряжение, ведь впереди переход на новые стандарты, вполне определенно наметившаяся тенденция к изменению статуса общеобразовательных учреждений, да и масса других пугающих новшеств. У директора просто голова кругом идет!
Из Жэ-один в Жэ-два
Программа развития школы – явление из ряда мифологизированных в педагогической и методической литературе и сознательно профанируемое в массовой практике образовательных учреждений. Положив руку на сердце следует признать, что подавляющее большинство порядочных директоров при словах «программа развития» чуть стыдливо прячут глаза. И все же не все, не все. Поэтому, не умничая лукаво, начнем: если отнестись к этому документу всерьез, то стоит посмотреть на него в контексте деятельностного подхода, который даже в самой вульгарной ипостаси обращает нас к поиску субъекта деятельности (поиску того, кто делает). То есть следует предположить, что некто использует текст программы развития школы как инструмент своей работы.
Сразу обозначим рамки – в этом тексте программа развития будет рассматриваться в ситуациях, когда администрация школы расценивает свою совокупную активность как целенаправленную, ориентированную на то, чтобы перевести свою школу из сегодняшней жизни («Жэ–один») в завтрашнюю жизнь («Тоже Жэ, но уже два»). Причем если в «Жэ–один» есть некоторые проблемы, то в «Жэ–два» этих проблем уже нет или их несколько меньше. То есть школа стала жить лучше.
Три «горизонта» развития
Итак, перед нами директор школы (управленческая команда, субъект управленческой деятельности и т.п.) обращается к инструменту управления накануне нового учебного года и, вглядываясь в горизонт, смотрит на новые тренды трех уровней:
– общие (практически без изъятия влияющие на все российские школы);
– особенные (влияющие на школы определенного вида и определенного региона);
– единичные (специфические обстоятельства, связанные с отдельной ситуацией отдельной школы).
Хорошо поразмыслив и поприкинув, что и как можно посоветовать на «особенном» и «единичном» уровнях, приходишь к выводу, что обилие уточняющих моментов замучает читателя, и даже отпетый фанатик развития учреждения вынужден будет сдаться на середине текста, проклиная автора самыми искренними проклятиями. В то же время в нашей замечательной стране (чем она нам, ее гражданам, особо нравится) государство во все времена пытается все определить, задать эти самые тренды по полной программе, будь это даже программа развития школы
Как быть с новым стандартом?
Общее касается всей нашей страны, общих государственных тенденций в образовательной политике. Обозначим вешки.
Прежде всего маркировка года, последние четыре месяца 2010 года – завершается Год учителя. В контексте завершения Года учителя возможно поработать на имидж школы, организуя чествование педагогов.
Предлагаю закончить Год учителя педагогическим бенефисом. В качестве бенефицианта следует избрать одного из самых ярких, заслуженных, известных учителей школы. Пригласить следует представителей разных выпусков, родителей, руководителей органов образования. В случае когда учитель не просто скромен, а тревожен по поводу выделения собственной персоны, то представителям администрации школы самому педагогу лучше объяснить так, что педагогический бенефис поддерживает имидж школы и решает корпоративную задачу. В ходе педагогического бенефиса… впрочем, пусть каждый придумает сам…
Практически для всех школ России корректировка целей связана с новым поколением стандартов, пока для начальной школы. Эта новация у многих учителей начальных классов ничего, кроме раздражения, не вызывает. Но причины этого негатива зачастую кроются не в недостатках нового стандарта, а скорее в других вещах. В низком уровне заработной платы провинциального учителя начальных классов при высокой нагрузке (20 часов, тогда как у всех остальных педагогов школьных – 18); его отчужденности от образовательного результата; консерватизме и высокой экстернальности (стремлении видеть причины собственных успехов и неудач во внешних обстоятельствах).
Поэтому директору следовало бы обратить внимание на подготовку учителей начальных классов к введению стандартов. Работать с учителями начальных классов нужно примерно так же, как и с их учениками, – спокойно и настойчиво приучая, приучая, приучая… Хвалить и поддерживать.
Взвешивая ресурсы и риски…
Третий явно наметившийся тренд – изменение статуса школы: переход в статус «автономного учреждения». Вообще в многочисленных публикациях экспертов задуманная министерством очередная затея оценивается, мягко говоря, очень не очень. И в то же время, сколько кого было против той или иной министерской идеи – и что? В этом смысле весьма показательна следующая цитата: «Перед анализом трендовых линий и моделей запомним одно из основных правил работы – «the trend is your friend» («тренд ваш друг»). Если вы захотели совершить операцию против тренда, то будьте готовы к любым неожиданностям. Соблазн работать на коррекциях против основного тренда обычно очень велик, но часто приводит к крупным потерям.
Другими словами, если государство придумало перевести образовательные учреждения в автономные учреждения, значит, это неминуемо. И здесь возникает вариативность отреагирования на тренд.
Первый вариант обусловлен значительным потенциалом школы: если есть возможности (кадровые, материальные, программно-методические и т.д.), а главное – «вера в себя» у директора и его команды – следует рисковать.
Если потенциал низок – программа развития школы должна быть откорректирована под наращивание ресурсов, которые на следующем этапе развития через три года позволят рисковать с переходом.
Главная идея для сегодняшних учреждений образования – понимание своего заказчика и выстраивание отношений с ними:
– родители,
– дети,
– государство на уровне субъекта Федерации,
– муниципалитет,
– элементы гражданского общества (некоммерческие объединения),
– частный бизнес и коммерческие структуры.
Беда в том, что позицию заказчика по отношению к образованию практически никто не удерживает. Поэтому школа должна совершить чудо – вырастить ответственных заказчиков, стимулировать развитие гражданского общества в одном социальном сегменте, при отсутствии опыта и, главное, при повальной экстернальности школьных педагогов, их неготовности к конструктивному диалогу. Да, да, да… неготовые педагоги должны принять ценности и освоить технологию «Переговорных площадок». Только так…