Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2010
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Управляющий совет школы: задачи, ресурсы, риски

Власти планируют, что к 2012 году в каждой школе России появится управляющий совет. Что можно сделать, чтобы совет существовал не только «для галочки»?

По инициативе комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования, Минобрнауки РФ и Института развития государственно-общественного управления образованием (ИРГОУ) объявлен конкурс «Лучший опыт деятельности управляющего совета образовательного учреждения». Цель конкурса – распространить наиболее интересный опыт работы общественных советов на все школы России и привлечь внимание тех учебных заведений, которые подобной практики пока не имеют. Эксперты отберут лучших и опубликуют список победителей не позднее 1 декабря.

 

Институт развития государственно-общественного управления образованием (ИРГОУ) создан в 2009 г. на основе проектного коллектива, организованного замечательным педагогом и крупным реформатором образования, автором идеи и главным разработчиком реализуемой сегодня модели управляющих советов Анатолием Пинским (1956–2006). Институт поддерживает регионы, реализующие проекты по расширению общественного участия в управлении образованием, осуществляет подготовку общественных управляющих, разрабатывает учебно-методические материалы, проводит социологические опросы.
Напомним, что в 2004–2006 гг. в рамках ФПРО в 6 регионах был реализован эксперимент по апробации модели управляющих советов (УС). К концу 2006 г. в стране было создано около 200 таких структур.
Одним из направлений комплексного проекта модернизации образования (2007–2009 гг.) стало расширение общественного участия в сфере образования. На конец 2009 г. в регионах – участниках проекта в 98,5% школ были созданы органы государственно-общественного управления. В среднем по стране такие структуры действуют в 70% школ.
Согласно планам правительства к 2012 г. управляющие советы должны быть организованы в 100% российских школ.
В 4 субъектах РФ приняты законы о государственно-общественном управлении в сфере образования (Ханты-Мансийский автономный округ, Пензенская и Астраханская области, Республика Саха – Якутия). В большинстве субъектов РФ приняты соответствующие положения.
На сегодняшний день государственно-общественные советы по образованию создаются на муниципальном и региональном уровнях: такие органы действуют более чем в половине субъектов РФ.
Насколько эффективны органы школьной власти и каковы риски их массового введения? Какие проблемы они испытывают сегодня и каких успехов достигли? На эти и другие вопросы отвечает директор Института развития государственно-общественного управления образованием Елена Шимутина.

Кто входит в состав УС и какими полномочиями они наделены?
– В такой совет в определенном соотношении для соблюдения паритетности входят работники образовательного учреждения (не только учителя), родители, ученики и другие представители общественности. Директор образовательного учреждения и представитель учредителя входят в состав совета по должности. Совет решает стратегические задачи жизнедеятельности школы. По данным ГУ-ВШЭ, в школы ежегодно поступает до 150 млрд рублей из внебюджетных источников, поэтому финансово-экономическая деятельность является важной, но далеко не единственной задачей, которую призваны решать школьные советы. УС наделен правом утверждать программу развития школы, осуществлять контроль над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе; рассматривать жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала школы; решать вопрос об исключении обучающегося из школы; ходатайствовать (при наличии оснований) перед учредителем школы о расторжении трудового договора с учителем, с директором, иным работником школы; вносить учредителю предложения о поощрении работников и директора школы и многое другое.
Можно привести много конкретных примеров того, как управляющие советы помогают в решении школьных проблем, являяcь реальными и действенными помощниками директора школы. К примеру, в условиях реструктуризации школьной сети благодаря активности управляющего совета удалось сохранить Бутурлинскую сельскую школу Серпуховского района Московской области; при участии членов УС удалось наладить систему питания учащихся (школа № 30 г. Читы), отремонтировать школьное здание (школа села Лысьва Пермского края), обеспечить детей учебниками (Камышловская сельская школа Омской области), оснастить тренажерный зал (Новоколоминская сельская школа Чаинского района Томской области) и многое другое. Регионами КПМО достигнуты значительные успехи в обеспечении участия общественности в процедурах лицензирования и аккредитации школ, в подготовке общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ. В Томской, Новосибирской областях, республиках Бурятии и Мордовии утверждены положения об общественно-профессиональной экспертизе.
Сегодня можно привести уже достаточно многочисленные примеры реализации модели советов с управленческими полномочиями и в учреждениях дошкольного образования. Подобная практика начинает развиваться в Пермской, Тамбовской, Московской, Свердловской областях, Республике Чувашии, ХМАО.
Однако зачастую УС отдают предпочтение решению оперативных, а не стратегических вопросов.
– Действительно, по данным исследования ИРГОУ, проведенного в 2009 г., приоритетными направлениями деятельности УС являются подготовка различных мероприятий и распределение стимулирующей части фонда оплаты труда, при этом гораздо меньше внимания уделяется утверждению программ развития и образовательных программ школы. А ведь в условиях введения школьных стандартов второго поколения эта задача является наиболее актуальной.
До 45% наших респондентов видят главную миссию УС в повышении качества образования. Согласно новым ФГОС, до 20% основной образовательной программы составляет ее вариативная часть, в формировании которой может принять участие родительская общественность. Уже сегодня УС участвуют в составлении программ профильного обучения, школьного компонента. Известны случаи, когда члены УС вместе с педколлективом на всех уровнях власти успешно отстаивали те или иные инновационные методы обучения.
Так что же мешает массовому распространению такой практики? Может, члены УС опасаются брать на себя ответственность за решение тех или иных стратегических задач в силу своей некомпетентности? Или директор школы сопротивляется «вмешательству» общественности?
– Вопрос эффективности УС заключается в том, чтобы все его члены обладали достаточной компетентностью для принятия решений по разным вопросам. Потому все более актуальной становится задача подготовки школьных управляющих по различным тематическим программам, включая экономику, содержание образования и т.д. Это могут быть: семинары, информационно-консультационные встречи на базе ИПК, центров гражданского образования, продвинутых школ; специализированные издания – такие как журнал «Школьный управляющий», выпускаемый в Тамбовской области. Особое значение для этой аудитории приобретает возможность дистанционного обучения, информирования и консультирования. Именно под эту задачу на нашем портале www.gouo.ru/ создана дистанционная школа обучения общественных управляющих, собрано более 300 нормативных и методических материалов по всем аспектам деятельности УС.
Если говорить о сопротивлении директорского корпуса органам государственно-общественного управления, то это относится скорее к периоду 2006–2007 годов. Сейчас благодаря ряду федеральных и региональных проектов (в т.ч. и КПМО), конференциям и семинарам, сборникам лучших практик наступает период перехода «количества» в «качество»: когда созданные «на бумаге» советы начинают приобретать реальный вес в решении различных вопросов школьной жизни.
С этим утверждением далеко не все согласны. Выступая на пресс-конференции в РИА «Новости», директор московского Центра образования № 548 «Царицыно», член Общественной палаты Ефим Рачевский заявил о том, что половина УС – «липовые», то есть существующие именно на бумаге, для галочки. С чем вы это связываете?
– Прежде всего с проблемами роста. Немногочисленные советы периода 2004–2006 годов создавались школами в основном по собственной инициативе. Основная же часть была создана в рамках реализации КПМО в 2007–2008 годах по указанию региональных и муниципальных органов управления образованием, что объективно увеличило риск формализма, «игры в общественное участие». Конечно, это в определенной степени подрывает доверие граждан к таким структурам, усиливает установку на то, что «от нас ничего не зависит».
Каковы механизмы предупреждения или преодоления обозначенных ри­сков? Сегодня в среднем по стране 70% школ имеют орган государственно-общественного управления, к 2012 г. по планам правительства все школы будут иметь УС. Не превратится ли этот процесс в кампанейщину, как мы уже это видели на примере КПМО?
– Очень надеюсь, что нет. Именно в предотвращении этого процесса – уменьшении количества советов «для галочки» – мы и видим основную свою задачу. Советы созданы, надо помочь «встать им на ноги». Для этого в рамках реализации проекта ФЦПРО были созданы Федеральная сеть участников государственно-общественного управления образованием, межрегиональные ресурсные центры, дистанционная школа. Нынешний конкурс также имеет своей целью распространение лучших практик общественного участия в управлении образованием.
Перспективными задачами по преодолению обозначенных рисков являются внедрение механизмов публичной отчетности, общественной экспертизы и общественного аудита в системе государственно-общественного управления, когда деятельность управляющих советов оценивается не только изнутри, но и со стороны (педагогами и родителями, не входящими в состав этих структур).
В некоторых регионах (Пермский край, Астраханская, Московская, Томская области, ХМАО) имеется опыт проведения таких процедур, данные которых свидетельствуют о том, что расширение общественного участия в управлении образованием дало свои результаты: школа из корпоративно-замкнутой системы постепенно превращается в открытую, демократическую; повышается ответственность руководителей школ за конечные результаты деятельности; уменьшается число конфликтных ситуаций; возрастает эффективность и прозрачность расходования внебюджетных средств. В некоторых школах отмечаются такие эффекты, как стимулирование инновационной деятельности в образовании.
Каковы перспективы развития государственно-общественного управления образованием?
– Я бы выделила три задачи.
Первая: создание системы госу­дарственно-общественного управления образованием на всех уровнях – образовательного учреждения, муниципальном, региональном и на всех ступенях – дошкольное, общее, начальное и среднее профессиональное образование.
Вторая: закрепление в новом Законе «Об образовании» принципа государственно-общественного характера управления образованием в форме управляющих советов.
Третья: формирование Кодекса лучшей практики, содержащего анализ и описание успешных моделей и технологий государственно-общественного управления, апробированных в регионах РФ.
Очень надеемся, что объявленный конкурс это покажет. Приглашаем всех к участию! Подробности на сайте www.gouo.ru/.

Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ

Рейтинг@Mail.ru