СИМОН СОЛОВЕЙЧИК. СТАТЬИ ДЛЯ СВОЕЙ ГАЗЕТЫ
Школьные хроники 2000-х. Из писем и откликов наших читателей
«У нас с первого августа введен комендантский час
для несовершеннолетних.
Дети до 7 лет не могут находиться в общественных местах без сопровождения родителей круглосуточно, до 14 лет – после
21 часа, до 18 лет – после 22 часов.
Но дело в том, что моя 13-летняя дочь много лет занимается
в спортивной секции, давно ездит на занятия самостоятельно,
и что теперь делать, если тренировка только начинается
в 18.00? Я работаю в сменах
и не всегда могу ее встречать после 21.00. Приказать ей сидеть дома?»
***
«Мы говорим о школе, какой
она должна быть. Так вот, теплой она должна быть. Теплой
не в температурном смысле,
а в человеческом. У нас в школе
нет дежурных. В семье ведь
нет дежурных? И нам они
не нужны. Люди живут в школе обыкновенной жизнью, их никто не одергивает. Бежал мальчишка
по школе, задел цветок, уронил.
Тут же остановился, собрал.
Ему не страшно, он не убегает
и не скрывается. И если учитель идет в школу со страхом, заранее ждет неприятностей – а вдруг
его проверят, а вдруг накричат,
то это не школа».
***
«...И главное, ни по какому вопросу добиться справедливого решения невозможно.
Все молчат: проволочки ли
по вине администрации, ущемление ли человеческого достоинства или нечистые денежные манипуляции – тишина. К сожалению, эту «феодальную» школу модернизация никак
не затронула, разве укрепила.
А вот на детей она выплеснула
ушат помоев. Они оказались отрезаны и от культуры,
и от традиции, и от учителя –
все это объявлено старым, плохим, не соответствующим требованиям современной экономики...
Что же дальше? Их бросить нельзя».
***
«Недавно я стала свидетелем такой сцены: в автобус впорхнула милая девчушка лет 10–11
тут же громко заговорила
по телефону: «Мама, я уже еду
из парка, представляешь, я столько раз прокатилась на аттракционах бесплатно, я так их обманула, столько раз, представляешь, просто класс!» Выключив телефон, она со счастливым выражением лица проехала еще несколько остановок. Признаться, некоторым пассажирам, как и мне, было неудобно. Так громко, так уверенно – про некрасивый поступок?»
***
«Везде говорят о том,
что дети ничего не учат,
все знают о катастрофически снижающихся показателях психического, физического
и нравственного здоровья детей. И на этом фоне постоянно увеличивается объем выдаваемой школой информации
(мы ничего не уменьшаем,
мы только добавляем).
Из-за слабой учебно-материальной базы уменьшается число практических работ,
а следовательно, и практических навыков. Вместе с этим высшие учебные заведения поднимают планку требований
к абитуриентам.
Мы находимся в каком-то порочном кругу».
***
«...Не успел войти
в учительскую – «Срочно напишите на бумажке, кто
из ваших куда поступил».
Первое распоряжение в новом учебном году – для отчета,
и приходится объясняться
по поводу двух способных девушек, которые никуда поступать
не стали, а решили «подумать».
Из-за них с меня взыскивают
за то, что я «порчу процент поступаемости и подвожу школу». Ни больше ни меньше».
***
«...Для меня критерием оценки работы директора всегда была мера его соучастия в жизни детей.
Если это соучастие есть,
если директор ориентирован
на проблемы детей, если умеет жить детскими интересами,
все остальные проблемы решаемы. И так получилось у нас в районе, что подобрались директора-единомышленники, которые поставили во главу угла интересы ребенка, а не какие-то вопросы карьеры или престижа. Мера соучастия, мера сопереживания, развитость совести – вот что было определяющим. А все остальное – это были уже технические вопросы, где директору нужно было помогать. У кого-то лучше хозяйственная хватка, у кого-то хуже, но совсем не это, повторяю, является главным в деятельности директора. Это моя глубочайшая убежденность. Главное,
что определяет хорошего директора, – это совесть.
И искренняя заинтересованность в детях. Если директор эгоистичен, груб и равнодушен к детям –
ему ничем не поможешь, каким бы хорошим хозяйственником
он ни был и как бы хорошо
он ни исполнял всякие инструкции».
***
«Когда я был маленьким, когда мне было еще 5–7 лет,
у нас дома постоянно собирались директора школ. И я запомнил их как людей неспешных, неторопливых, великодушных
и мудрых. Как людей, знающих себе цену, уверенных в себе.
Как людей, способных рассуждать, философствовать.
Это были люди, к которым прислушивались, в том числе –
в обществе. Это были значимые фигуры, уважаемые люди.
Да и в школе у них была немного другая роль. Они были не столько администраторами, сколько «главными учителями», а заодно
и школьными психологами,
к которым шли на исповедь.
А сегодня к школе и к директору зачастую относятся
как к «сервисной службе»,
как к техническому средству.
Сегодня все более значимой становится безликая инструкция, которая пытается заменить директора как личность.
И оценка труда директора идет
не по его педагогическим воззрениям, не по его философскому какому-то осмыслению происходящих
в школе процессов, и даже
не по уровню управления, а чаще всего по тому, как он исполняет инструкцию».
***
«Главный методический
и административный прием директора – это все-таки душа. Если нет души – тогда учи инструкции. Но как бы ты
ни учил инструкции,
ты через них не обретешь способность делать добро.
А я убежден, что человек может работать директором только в том случае, если ему в достаточной мере отпущена способность делать добро и делиться добром.
Быть щедрым. Уметь сопереживать и сочувствовать».
***
«...Самое страшное в школе – это публичное унижение.
Я тут делилась с одной опытной учительницей тем, как у нас проходят педсоветы, а она
мне говорит: я во многих школах работала, и только
в одной учителей не унижали
на педсоветах. А так учителя уже настолько привыкли к тому,
что на них кричат, что когда идет очередной разнос, они просто смеются. А как не смеяться?
Час кричали о том, что мы не умеем работать, а в конце: «Ну идите работайте!» А как же работать,
если не умеем? Помощь никто
не предлагает, а клеймо поставить – это пожалуйста».
***
«Волевые учителя еще
и тем опасны, что вырабатывают в ученике привычку подчиняться. А если в жизни ему встретится сильная отрицательная личность? Он не сможет сказать ей «нет». Остро требуется учитель, способный работать
без подавления воли ребенка,
по его интересам
и образовательным запросам. Организовывать групповую, индивидуальную – самую разнообразную работу. Но их нет,
а переучивать очень трудно».
***
«Мне пришлось прочитать несколько Программ развития образовательных учреждений. И есть там раздел с совершенно фабричным названием
«Модель выпускника».
В нем перечисляются знания, умения, навыки, личностные качества – так называемые компетенции, которые должны быть «на выходе» из школы
у того, кто не сбежал из нее через окошко или черный ход. Учителю отводится роль мастера кройки
и шитья, человека, вооруженного ножницами, сантиметром
и мелом, шьющего на заказ».
***
«...У нас все построено
на двойной бухгалтерии!
Для школы липовые журналы выгодны, потому что по журналам она подгоняет успеваемость.
Для вышестоящих органов удобно контролировать – не надо думать о том, что происходит на самом деле, достаточно контролировать состояние отчетности…
Вот и получается, что с учителя требует администрация,
со школьной администрации – более высокая администрация,
с нее – еще более высокая.
А на самом верху сидят, наверное, люди, которые если и имели отношение к школе, то только
в глубоком детстве. Отсюда и все проблемы. Отсюда и искусственная отчетность, порочный круг.
И вообще у учителя масса времени уходит на бумажки. И получается,
что эта двойная бухгалтерия
кому-то выгодна».
***
«...Ну и конфликты
с администрацией тоже на детях сказываются. Если тебя с утра начинают «заводить», если с утра напряженно ждешь появления начальства – в каком оно состоянии и что тебе от него ждать, какое может быть творчество? Иногда учителя стараются
с утра подальше обходить кабинет директора, чтобы не дай бог
не столкнуться и не испортить себе на весь день настроение. Любая твоя нервозность сразу чувствуется детьми, и они тебя сразу отталкивают».