Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2010
Часть третья
Спасите школу от утопий

СИМОН СОЛОВЕЙЧИК. СТАТЬИ ДЛЯ СВОЕЙ ГАЗЕТЫ


Лестница, ведущая только вниз

Без особых обсуждений, без учета общественного мнения и, можно сказать, почти без экспериментов решена участь тысяч и тысяч детей, к которым судьба и так неблагосклонна. Трагедия развертывается незаметно – никто не протестует, не пишет петиций, не ходит с негодующими плакатами. А стоило бы. На плакатах могло быть написано: «Верните наших детей в их класс!»
Сообщения о том, что открываются классы компенсирующего обучения, классы для отстающих, приходят со всех сторон. Кажется, это едва ли не самое распространенное новшество. Другие новые идеи годами не могут прийти в школу, а эта – пожалуйста. Пожаром по стране.
Чем же руководствовались те, кто принимал эти решения?
Главных доводов за разделение детей по способностям – два.
Первый – забота о ребенке. Утверждают, что ребенку в специальном классе, где собраны вместе такие же, как и он, отстающие, легче учиться. Здесь щадящие условия, облегченная программа, больше помощи, индивидуальный подход, здесь нет соревнования с сильными, и в результате...
Вот тут и начинается самое серьезное.
Что в результате – никто не исследовал. Допустим, детям в специальном классе живется легче. Но никто не изучал отдаленных последствий подобной интеллектуальной сортировки. Что бывает с выпускниками второсортных классов, когда они взрослеют?
Есть опасность, что ребенок, которого зачислили в дураки, на всю жизнь в дураках и останется.
Обычно на это возражают: «Мы же не навсегда переводим ребенка, вот исправится – и обратно к умным». Однако случаи обратного передвижения чрезвычайно редки. Кто отстал от могучего поезда образования, мчащегося вперед по накатанным рельсам, тот отстал навсегда.
Второй довод – забота об учителе.
Этот довод можно понять. Грех обвинять учителя в стремлении избавиться от двух-трех непослушных и непоседливых, с которыми нет сладу. Он спасается. Пусть бросит камень в такого учителя тот, кто хоть однажды не мечтал о том, чтобы такой-то мальчик не пришел к нему сегодня. И всегда кажется: убери только одного – и в классе все преобразится.
Начинающая учительница просит директора школы: «Николай Петрович, одного только заберите, и тогда я справлюсь». Назавтра: «Николай Петрович, ну еще двоих – и все». А через неделю: «Еще одного...»
Но, с другой стороны, куда их денет Николай Петрович? И всякая ли учительница рада, когда ей сплавляют неудобных из другого класса? У нее своих хватает.
Вот в чем истинная причина разделения. Оно начинается не тогда, когда фамилию ребенка заносят в какой-то особенный список, а самого сажают в коррекционный класс. Оно начинается в нашем сознании, принципиально ложном, привыкшем делить детей на лучших-худших по успеваемости и поведению. Школьный класс – как бригада на стройке или в лагере. Кто-то ударник, а кто-то отстающий. Кому-то красное знамя, а кому-то рогожное.
Вслушаемся в привычнейшие для нас слова: успевающий, отстающий... Этот образ поезда, на который одни успевают, а другие вечно опаздывают, въелся в нас. Мы смотрим на не­успевающего едва ли не с враждой. Он портит показатели, мешает жить!
Вот почему заслуженная слава выпала на долю таких учителей, как Шаталов и Лысенкова, которые хорошо учат всех детей без разбора. Им не приходится делить детей на худших и лучших. А обвиняют их в этом много лет. Клевещут: дескать, отправили из класса худших, вот и весь секрет методики. Отсюда, мол, и блестящий результат...
Итак, классы компенсирующего обучения, если говорить на педагогическом языке, и классы дураков, если на детском (а то и на языке учительской: «Пойду к своим дуракам!»), кажутся удобными и для детей, и для учителей.
Мы не первопроходцы. Во всем цивилизованном мире детей начали разделять десятки лет назад. Но все передовые педагоги приходят к выводу: это заводит школу в тупик, из которого нет выхода.
Вот, пожалуй, главное. Мы должны знать, что деление детей необратимо. Разделенные классы через два-три года объединить нельзя. Это не просто одна из реформ, к которым мы привыкли относиться снисходительно. Это поворотный пункт школы. Американцы, когда приезжают в нашу страну, буквально умоляют учителей: только не повторяйте эту ошибку, из тупика нет выхода!
Не хотим прибегать к сильным сравнениям. Но надо сказать и правду: спецкласс для дураков – это прообраз психушки, в которую совсем недавно помещали и здоровых людей.
На каком основании мы зачисляем ребенка в отстающие? От чего он отстает? От средней программы? Но кто сказал, что она составлена идеально? Кроме того, где тот инструмент, который позволял бы разделять детей, не допуская ошибок?
В министерском документе есть предупреждение против профанации, советы по отбору в коррекционные классы. Но сколько ни издавай указов и приказов, нет гарантии, что в отсев не попадут вполне нормальные, обыкновенные, а может быть, даже лучшие – неординарные! – дети. Говорят, что процент ошибок не так уж велик, что на целый класс – всего двое-трое случайно попавших. Зато какое дело делается!
Что же, снова: лес рубят – щепки летят?
Наконец, посмотрим на проблему и с точки зрения родителей нормальных и «бракованных» учеников. Родители, чьи дети учатся прилично, обычно стоят за разделение и негодуют – мол, чему можно научиться, если в классе сидят и умные, и глупые, и совсем глупые?
Родители детей, которым труднее справиться с программой, обычно боятся спецклассов. И совершенно справедливо. Впрочем, в законе сказано, что в специальный класс можно переводить только с согласия родителей. Но школа обязана объяснять им их права и предупреждать об опасности, грозящей их детям.
Мы не ведем здесь речь о тяжело больных ребятах. Вопрос этот действительно сложный. Мы не говорим и о том, как учить особо одаренных. Это опять-таки особый разговор.
Но тех, кому грозит опасность стать «человеком второго сорта», и притом на всю жизнь, – тех надо спасать.

«ПС», № 23, 1992 г.

Рейтинг@Mail.ru