СИМОН СОЛОВЕЙЧИК. СТАТЬИ ДЛЯ СВОЕЙ ГАЗЕТЫ
Предисловие к третьей части
Реальная школа живет в сложном сплетении противоречий.
В них выковывается дух ребенка, в них формируются опыт
и сила воспитателя.
А как заманчиво отмахнуться от неразрешимостей, объявить нечто
панацеей от всех бед, начертить красивый чертеж с загадочными
научными словами, привесить угрожающий эпиграф о безопасности страны,
о разрушении образовательного пространства, о переходе
от функционирования к развитию, о метапредметах
и об интеллектуальных запросах третьего тысячелетия.
Педагогика без духовных усилий. Педагогика без педагогики.
Устроенная логично, как машинное производство... Вот еще бы стандарты.
А бывает, что и ученому так нравятся собственные рассуждения,
что он берет инициативу на себя, вербует в какой-нибудь области
начальство и требует обеспечить перестройку учителей под его
блестящую концепцию. А иногда и совсем наоборот – утопию
сочиняют в самом низу, в школе, и уговаривают ученых обосновать,
а начальство – поддержать.
Так, пожалуй, стоит утопии и сортировать. Утопии начальства.
Утопии интеллектуалов. Утопии народные, из гущи жизни.
Утопии выглядят всегда грозно и торжественно, но источник их –
бессилие. Неспособность управленцев чем-то помочь школе.
Нежелание ученых вникать в подлинную многосложную суть школьного дела. Неумение директоров и преподавателей обучать разных детей,
не выструганных по одному благополучному шаблону.
И коронный прием, не позволяющий школе меняться: важнейшие педагогические идеи объявляются утопиями, утопии – путеводными концепциями.
Но есть, считал Симон Соловейчик, универсальный метод отличия
педагогических идей от педагогических утопий – закон узких целей
и широких средств. Утопия мыслит глобально. Но как только
мы начнем разбираться, что же меняет мудрая концепция
в отношениях учителя и детей, то перед нами или полное отсутствие
каких-либо внятных средств, или такие средства, что жутко становится.
Настоящий педагогический поиск в истоке своем выбирает цель важную
и трудноразрешимую, но всегда конкретную, ясную, всегда непосредственно связанную с отношениями взрослого и ребенка. А средства для ее достижения начинают нарастать как снежный ком; и со временем вокруг этой, казалось бы, узкой цели нарастают не только средства, но и такие смысловые массивы,
что самые ученые концепции кажутся детской банальностью.
Утопии радикальные и реакционные, модные утопии и утопии, с которыми давно свыклись... Ведь утопичны и традиционные требования к школе.
Учителя и дети призваны соответствовать тому, чему соответствовать невозможно. Быть одновременно очень самостоятельными и абсолютно послушными. Очень добрыми и безмерно требовательными.
Очень переживающими за судьбы детей, но ничего не смеющими менять
без дозволения сверху. И уж конечно они обязаны всему учить и всему научаться. Пока торжествуют утопии, любой проверяющий умнее любого учителя. Наша страна больше всего страдала и страдает от утопий.
Не превращайте свою школу в их полигон.