Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2010
Часть вторая
Знание и достоинство

СИМОН СОЛОВЕЙЧИК. СТАТЬИ ДЛЯ СВОЕЙ ГАЗЕТЫ


Школьные хроники 2000-х. Из писем и откликов наших читателей

«Часто приходится слышать, что главная цель школы – социализация учеников. Иными словами, педагоги стремятся развить в детях умение приспосабливаться к обстоятельствам. А мы считаем, что нужно совсем другое: развитие в ребенке сил добра. Как правило, это идет вразрез с требованиями современного общества. Быть добрым сейчас – это значит плыть против течения. Поэтому мы стараемся воспитать их не только добрыми, но и сильными».

***

«Я тружусь в школе шесть лет, но взаимопонимания с другими учителями так и не нашел. У многих только один подход: ребенка нужно научить любой ценой. А мне кажется, что важнее, чтобы в школе ученик чувствовал себя комфортно, чтобы получение знаний не оборачивалось травматическими ситуациями. Дело ведь в том, что школа должна быть в первую очередь домом, в школе главное – человеческие отношения. И именно опыт таких отношений принесет ребенку большую пользу, чем все наши попытки научить его без учета его способностей, его склонностей, его жизненных обстоятельств.

***

«Теперь все громче звучат слова о субъектном и личностно-ориентированном образовании, о развитии личности ребенка, а реальных возможностей для проявления своей индивидуальности в школе у человека становится все меньше. Практически их уже нет, сплошные тесты и КИМы. Учителей освобождают от их главного предназначения, от общения с ребенком».

***

«Будущее государства зависит не от элиты, а от всего общества. Нам нужна не школа для одаренных, а просто нормальная школа. Школа для всех – и для тех, кто медленно развивается, и для тех, кто быстро. Хорошая массовая школа».

***

«Информатику по ЕГЭ в нашем районе писал только один человек. Зато восемь человек его охраняли: двое – организаторы в аудитории, один коридорный, один у входа, один милиционер, двое – начальники пункта, один сопровождающий. Конечно, внешний контроль за соблюдением процедуры экзамена не повредит, а присутствие представителей системы охраны правопорядка дает хоть какой-то шанс изжить коррупцию в системе образования. Но все-таки это еще дети, и их права надо кому-то защищать».

***

«Учителю все больше нравится передавать знания, привлекая детей к проектной деятельности, выступать равноправным собеседником. В такой работе он видит больше возможностей самореализации для себя и учеников. Но ни проекты, ни полезные занятия в музее, на улице, в лесу, на стадионе, в производственных цехах не вызывают доверия у администрации. Этой работой можно заниматься только во внеурочное время. И вообще почему-то образование, в котором нуждаются дети и которое придает смысл работе учителя, выносится за официальные рамки. А ведь порой только ради этих занятий ученики согласны терпеть скуку уроков первой половины дня, уроков по расписанию».

***

«В этом году у экзаменующихся по физике почему-то отобрали линейки, а были задания на построение графиков и выполнение рисунка: например, «Ход лучей в тонкой линзе». Отобрали калькуляторы, в которых есть что-то кроме четырех математических действий, например: синусы, корни квадратные, возведение в степень. По-видимому, организаторы сочли их за программируемые. А ведь в части «С» есть задания, в которых нужно найти угол, и не обязательно он будет 30 или 45 градусов. Мне интересно, если еще к каждому из сдающих поставить по жандарму, это тоже будет называться «объективностью», «воспитанием деловой морали»? Или все же безобразием, нарушением прав ребенка?»

***

«Теперь предлагают учить без напряжения. Это, мол, унижает человеческое достоинство. А вот это бедное расслабленное существо, которое ничего не умеет, оно звучит гордо? Какую мы хотим воспитать личность без труда, без напряжения, без радости прорыва через трудности? И разве достоинство человека перестало включать в себя рабочую составляющую – обязательность, сознательность, упорство? Не подержав в руках набор простеньких примеров и частных случаев, не порешав самостоятельно задачек попроще, не приобретя навыка в технике построения суждений и умозаключений, человек повисает без опор. В любой сфере интеллектуальной деятельности. Но все словно сговорились, чтобы ученик ни в коем случае не овладел учебной ситуацией. Детям говорят: «Чтобы узнать знак синуса, надо иметь табличку». Помилуйте, а почему не на круге посмотреть? Потому что думать, вспоминать, представлять, соображать – лишний труд. Даже в ЕГЭ предусмотрены шпаргалки с формулами! Но может ли дрессированная собачка быть компетентной?»

***

«Основные силы учителю приходится тратить на то, чтобы ухитриться перевести на реальный язык преподавания предлагаемые программы и учебники. Обычно около 70% учеников ни одну из программ усвоить не могут. Модифицировать ее по уменьшению заявленной сложности и объему учитель не имеет права. Он может только изменить порядок и методы введения понятий. Но есть обязательные требования. И только это проверяется вышестоящими организациями. Посему либо нужно всеми возможными способами выбивать необходимые знания, либо идти на различного рода подлоги, ухищрения и липу в отчетах. И это повсеместная практика. Любой преподаватель прекрасно понимает, что программы перегружены ненужным количеством фактического материала, совершенно не применяемого впоследствии, но ничего не может сделать с этим чудовищным объемом, который кем-то установлен и не должен оспариваться».

***

«...Обычно дети интересны взрослым не сами по себе, а в связи с какой-то их деятельностью. Например, учебной. А я все больше понимаю, что нужно строить ситуацию так, чтобы ребенок мог предъявить себя в любом виде – словесно, жестами...»

***

«Так ли важны знания в жизни человека? Стоит ли готовить ребенка к какой-либо профессиональной работе? Да, конечно, но успехов на этих путях человек может добиться и без школы. Ценит же ребенок школу за другое, за живое практическое общение. Вот этим и должна заниматься школа в первую очередь. Общением. Общаясь, мы показываем друг другу, сколько много человеческого в каждом человеке. Отражаем в другом его лучшие черты».

***

«...А началось все с того, что я просто преподавала детям английский, но в какой-то момент поняла, что дальше так продолжаться не может. Я вижу, например, что ребенок вдруг начинает от меня отворачиваться, прячет глаза, хотя я изо всех сил пытаюсь заинтересовать его своим английским языком. И постепенно я начала понимать, что совсем не там ставлю акцент: должна доминировать не учебно-педагогическая позиция, а человеческая. Ведь и мое становление происходило лишь в той мере, в какой со мной какие-то люди общались по-человечески, а не «по-педагогически». И я в конце концов поняла, что встречаюсь с ребенком вовсе не ради английского, а ради него самого – ради того, что происходит в нем. Это главное!»

***

«...Незнакомая пятилетняя девочка входит в мою комнату в доме в деревне. «Хорошо у вас тут… Я на несколько минут… – И добавляет, взглянув в окно: – Шикарный вид…» Через несколько минут ребенок уйдет, и скорее всего мы никогда больше не увидимся, ее родители здесь проездом… Чем наполнить эти минуты? Чего ждет она, едва освоившая буквы, но уже знающая слово «шикарный»… За несколько минут она успевает спросить и кто я, и что тут делаю, и что у меня на письменном столе. А я, отвечая на ее вопросы, думаю о том, что вот так же, на несколько минут, к нам, взрослым, учителям, родителям, приходят все дети. Урок, год или годы – всего «несколько минут», а ответственность непомерно велика. Что вынесут они от общения с нами? Одна шестилетняя девочка однажды возразила родителям на замечание, что все необходимое она получает: «Значит, мне нужно обходимое!» Сможем ли проявить среди всего необходимого и обходимого главное? Выявить и уберечь те искры-импульсы, которыми пробуждаются сознание, дух, собственная глубина?»

***

«Главное, что волнует меня как педагога, – это соответствие предоставляемого школой образования внутренней сущности ребенка. Каждый человек – творец. Он и создан по подобию Бога-Творца. Следовательно, миссия образования – помочь ребенку реализовать свой потенциал, с чем плохо справляется сегодняшняя школа. Она больше озабочена тем, чтобы поддержать себя на уровне репродукции, старается “вписать” ученика в социум в качестве элемента. Неординарные и одаренные дети, оказывается, становятся “двоечниками”, “трудными”…»

***

«...Педагог, в смысле учитель, не нянька, не телохранитель. Даже при самом горячем желании жить вместо ребенка я не смогу, а вместе получается очень недолго, эпизодически, с чересчур уж большими перерывами... И если ребенок сам не будет субъектом решения своих проблем, то я бессилен ему помочь. Общего решения этой проблемы не существует. Мы все читали «Педагогику сотрудничества»: никогда, ни при каких обстоятельствах ребенок не может быть объектом... Не должен быть. С учетом этой поправки – согласен. А так – очень даже может быть. Дети, прозябающие (жизнью это назвать нельзя) в неблагополучных семьях, – они вроде болванчиков, которые куда их дернут, туда и поворачиваются. Чем не «объекты»? Объекты случайных воздействий. Ребенок попросту плывет по течению, не стремясь ни к какой цели. Плыть по течению может любой. Выгребать – только субъект, личность. Надо строжайшим образом отличать свои благородные убеждения от реальности. Поэтому, когда я говорю о детях как объектах, я всего лишь констатирую неприглядную реальность. С тем, чтобы ее изменить в соответствии с моими благородными убеждениями. Но одно с другим – убеждения с реальностью – предпочитаю не путать...»

***

«Пока школа не будет давать такое образование, которое окажется неформально востребовано в обществе, – востребовано именно как сумма необходимых знаний, умений и навыков, а не как официальный документ-пропуск в дальнейшую жизнь, – отношение к ней и к учителю не улучшится ни со стороны родителей, ни со стороны государства…»

Рейтинг@Mail.ru