Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2010
Часть вторая
Знание и достоинство

СИМОН СОЛОВЕЙЧИК. СТАТЬИ ДЛЯ СВОЕЙ ГАЗЕТЫ


Предисловие ко второй части

Школа, считал Симон Соловейчик, способна вернуть детям тот великий шанс достойной жизни, который часто отнимают у них семейные беды и социальное положение. Это едва ли не главное основание, позволявшее ему быть школоцентристом. Но школе удобно с благополучными детьми – хотя как раз они-то без школы проживут. И это школьное благополучие благополучных строится на отторжении всех, кому не повезло... Одно обстоятельство очевидно: школа обязана поддерживать внутренние силы каждого ученика. А другое и вовсе тривиально: школа должна давать знания. Сколько бы мы ни рассуждали, те знания или не те, вытекает ли развитие из знаний, обгоняет их или от них отталкивается; сколько бы ни ставили перед школой другие цели (справедливые и, вероятно, более важные); как бы ни отворачивались с усмешкой от допотопных ЗУНов – никуда школе не деться от необходимости учить знаниям. Или она перестанет быть школой.
Как научиться давать знания всем без отбора, без исключения – но и без подавления учеников, без ущемления чьего-то достоинства? Именно эту проблему Симон Соловейчик считал самым сложным препятствием на пути очеловечивания массовой школы.
Всю жизнь он присматривался к самым разным педагогическим поискам: одними восхищался, другие ценил, третьи критиковал, в четвертых сомневался. Но важнейшими открытиями считал те, что нацелены именно на этот узел противоречий.
За три десятилетия в российской школе многое изменилось. Но несмотря на то, что не только педагогическая мысль, а и педагогическая практика многих и многих школ и учителей далеко ушли от привычных мерок, весы размышлений о массовой школе качаются.
Не наступают ли сегодня для нее совсем черные времена?
И яркий, живой, дружественный облик школы, несовместимый с насилием ни над учителем, ни над ребенком, вот-вот станет уделом лишь отдельных выдающихся школ, а не большинства?
Конечно, мы научились учить иначе, но давление на ученика, унижение, страх перед будущим по-прежнему остались. Их порождают заведомо невыполнимые требования, которые предъявляет к школе государство, все возрастающая бюрократизация школы; их порождает стремление свести образование исключительно к измеримым результатам, отказаться от представления о школе как об учреждении культуры, включить школу в несвойственные ей по ее природе, основанные на выгоде экономические отношения. А значит, перед нами опять встает рубеж непреодолимых противоречий, которые нельзя разрешить раз и навсегда, а можно только решать каждый раз новыми усилиями души...

 

Рейтинг@Mail.ru