СИМОН СОЛОВЕЙЧИК. СТАТЬИ ДЛЯ СВОЕЙ ГАЗЕТЫ
Предисловие ко второй части
Школа, считал Симон Соловейчик, способна вернуть детям
тот великий шанс достойной жизни, который часто отнимают
у них семейные беды и социальное положение. Это едва ли
не главное основание, позволявшее ему быть школоцентристом. Но школе удобно с благополучными детьми – хотя как раз они-то без школы проживут. И это школьное благополучие благополучных строится на отторжении всех, кому не повезло... Одно обстоятельство очевидно: школа обязана поддерживать внутренние силы каждого ученика. А другое и вовсе тривиально: школа должна давать знания. Сколько бы мы ни рассуждали,
те знания или не те, вытекает ли развитие из знаний,
обгоняет их или от них отталкивается; сколько бы ни ставили перед школой другие цели (справедливые и, вероятно, более важные); как бы ни отворачивались с усмешкой от допотопных ЗУНов – никуда школе не деться от необходимости учить знаниям. Или она перестанет быть школой.
Как научиться давать знания всем без отбора, без исключения – но и без подавления учеников, без ущемления чьего-то достоинства? Именно эту проблему Симон Соловейчик считал самым сложным препятствием на пути очеловечивания массовой школы.
Всю жизнь он присматривался к самым разным педагогическим поискам: одними восхищался, другие ценил, третьи критиковал, в четвертых сомневался.
Но важнейшими открытиями считал те, что нацелены именно
на этот узел противоречий.
За три десятилетия в российской школе многое изменилось.
Но несмотря на то, что не только педагогическая мысль,
а и педагогическая практика многих и многих школ и учителей далеко ушли от привычных мерок, весы размышлений
о массовой школе качаются.
Не наступают ли сегодня для нее совсем черные времена?
И яркий, живой, дружественный облик школы,
несовместимый с насилием ни над учителем,
ни над ребенком, вот-вот станет уделом лишь отдельных выдающихся школ, а не большинства?
Конечно, мы научились учить иначе, но давление на ученика,
унижение, страх перед будущим по-прежнему остались.
Их порождают заведомо невыполнимые требования, которые предъявляет к школе государство, все возрастающая бюрократизация школы; их порождает стремление свести образование исключительно к измеримым результатам,
отказаться от представления о школе как об учреждении культуры, включить школу в несвойственные ей по ее природе,
основанные на выгоде экономические отношения.
А значит, перед нами опять встает рубеж непреодолимых противоречий, которые нельзя разрешить раз и навсегда,
а можно только решать каждый раз новыми усилиями души...