СИМОН СОЛОВЕЙЧИК. СТАТЬИ ДЛЯ СВОЕЙ ГАЗЕТЫ
Школьные хроники 2000-х. Из писем и откликов наших читателей
«...Все говорят: мы любим детей. Но на практике-то все немножко сложнее. Надо пройти испытание ребенком, чтобы понять, твое ли это вообще дело. Если не можешь принять его со всеми его особенностями – значит,
не можешь. Этого ты ничем не добьешься, никаким терпением.
И ничем не заменишь – никаким профессионализмом. Это либо есть,
либо нет. Как дар».
***
«Когда в семье появляются дети,
с нами что-то происходит. Что-то в нашей душе меняется. И это изменение есть источник воспитания. В школе так же: каждый ребенок особенный, его душа,
его мир неповторимы.
А педагогическая цель одна: сделай так, чтобы жить с этим человеком было приятно, интересно, легко. Раскрой
в ребенке благородство и великодушие.
Как же это сделать? Олимпиадами
и конкурсами, конференциями
и проектами, которыми теперь так увлеклась школа, эту задачу не решить.
Не к такому успеху надо нам стремиться;
не к внешнему в человеке обращаться,
а к тому, что глубоко в нем спрятано. Почему воспитатели не идут «на глубину», боятся тайн детской души? Закрывают глаза на проблемы и гневаются, когда в поведении детей проявляется что-то нехорошее, постыдное? А ведь редкий подросток безупречен: дерзкие выходки, жестокость, клептомания, пиромания –
да мало ли негативных спутников взросления каждого человека? Понимать
и быть рядом – это и значит любить ребенка».
***
«Все постперестроечные годы, пока школа проделывала невообразимые кульбиты, ее основная документация – классные журналы, дневники, бланки грамот, похвальных листов и прочее – не менялась. Делопроизводство шло своим чередом, консервируя традицию
в тиши шкафов канцелярий.
Что сохранили Хранители? Представление о том, что дети –
это закрытое сообщество
без голоса и прав.
Сегодня в школе очень чувствуется дух реванша. Чему учат в первом классе? Чтению? Письму? Счету? Этому дети уже научены. Учат – послушанию. Почему большинство родителей высказываются
за школьную форму? Лишь отчасти это «экономический» выбор. В основе – глубинное желание «построить» и дисциплинировать ребенка. Почему многим так милы детские организации?
Опять же – подсознательное стремление противостоять проявлениям индивидуальности ребенка. Как сказала дочь моего друга: «Школа – это как больница.
Надо ходить, и ничего
не поделаешь» – и это о хорошей московской школе, где собраны умные учителя и дети».
***
«В нынешней школе и в жизни вообще мне не хватает честности. Мы делаем ложные вещи
и детей заставляем. У нас во всем – бутафория, сглаживание
и окрашивание. И никому
не нужная, ложная спешка.
Мы торопимся, гонимся
за быстрым результатом,
не даем детям дозреть. В итоге они приучаются делать хорошее формально.
А ведь формализм убивает личность! Это вообще наша главная беда – личность сброшена со счетов, исключена из школьной жизни. И личность ученика,
и личность учителя».
***
«К сожалению, школа
без педагогики – это та реальность, которая уже вошла в наш повседневный учительский быт
и стала настолько привычна,
что мы ее даже перестали воспринимать как беду.
Отсюда упадок воспитания.
Отсюда обессмысливание содержания школьных предметов,
о чем говорят все сильные учителя.
Отсюда невозможность общественного согласия
по поводу стандартов образования, а значит, и справедливой оценки деятельности работников школьного цеха. Отсюда отсутствие внятного государственного и социального заказа в сфере образования.
Отсюда же в конечном счете
и резкий упадок престижа
в общественном мнении любого непрагматического образования».
***
«Беда нашей
системы образования в том,
что все выдумывается
во взрослых головах, далеких
от школы и, главное,
от ребенка. А потом
спускается сверху и везде насаждается. А мы в школе идем в прямо противоположном направлении. Для нас ребенок – это не конечный пункт педагогических экспериментов, а исходная точка всех наших действий. Мы прислушиваемся
к нему, пытаемся понять,
что ему нужно, и, поняв, стараемся это осуществить».
***
«Конечно, школа направлена
на достижение внешних для ребенка целей: базовое образование, социализация –
в этом заинтересовано общество. Но этих целей не достичь, если ориентироваться только на них. Они помещаются в неизмеримо большее пространство разных целей и смыслов школьной жизни».
***
«Десять лет ребенок,
подросток, юноша общается
с усталыми людьми, у которых силы, терпение, нервы –
всё на грани. Какие уроки
он вынесет из этого? Учение –
это тяжкая повинность.
Взрослые – люди скучные
и ожесточенные. Красивые слова – это лишь слова.
Главное – дисциплина.
В общем, как в армии,
только пока не стреляют».
***
«А что, собственно, дети
могут сегодня вынести
из школы по части
порядочности?
Показные мероприятия
для прибавки к учительскому жалованью. Фальсификации
на ЕГЭ и ГИА. Повальные мониторинги – безграмотные,
ни о чем не говорящие.
Торговля с учениками
по поводу оценок. И главное, никто в школе не живет
по закону, а как кому выгодно. Колоссальная разница
в зарплате администрации
и рядовых педагогов.
Это ладно. Но и в зарплате педагогов, «приближенных
к столу» и «удаленных».
Нам говорят о «качестве образования» – имеют в виду лояльность администрации. Говорят о «новых формах» – имеют в виду милые сердцу приемы устрашения
с элементами показухи.
По-настоящему новое
и интересное у руководителей
под подозрением».
***
«В среднем педагогический институт
исподволь приучает людей к тому, что их профессия технологическая. Берешь конспект – и вперед.
А когда ты приходишь в школу после института, на тебя наваливается такое количество трудностей и проблем,
что дополнительно что-то придумывать уже нет сил.
И ты начинаешь преподавать
по накатанному. Так проходит первый год, второй, третий, и надо быть очень сильным человеком, чтобы в четвертый год решить:
давай-ка я попробую сделать иначе. А нам обязательно нужно, чтобы дети и учителя совершали открытия вместе. Чтобы учитель, так же как и ученики, заранее не знал ответа задачи, не знал, что получится,
если изучать тему именно так.
Надо, чтобы он не играл
в первооткрывателя
и не разыгрывал его эмоции,
это всегда фальшиво. Люди, которые работают преподавателями, должны сами получать удовольствие от того,
что они первопроходцы.
И не бояться ими быть».
***
«В каждом человеке есть что-то запретное, сокровенное, особое. Дело педагога – все видеть,
все замечать, но не на все реагировать. И не сразу.
Пока увиденное не отложится
в вашем сознании, пока вы
не прочувствуете событие,
пока не будете в состоянии говорить спокойно, не начинайте разговор с провинившимся, будь он ученик или учитель. Бесполезно,
даже вредно делать замечания
по факту. Говорить опаздывающему учителю, что он опаздывает.
Он и сам знает об этом, волнуется. Говорить обманувшему вас ребенку, что он обманщик, ненадежный человек. Какой смысл в уличении,
в поиске доказательств чужой вины? А самое ужасное – публичное обсуждение поступка. Это полный провал педагога.
На то и учитель, чтобы уметь посмотреть ребенку в лицо
и увидеть какие-то детали его судьбы, мгновенно понять, как лучше ему помочь. Другого инструментария у нас нет,
а в педагогике, как всем, наверное, известно, типичных случаев
не бывает».
***
«Откуда берется равнодушие
в школе? От усталости учителя.
Когда все идет, как конвейер,
а ты чувствуешь себя частью конвейера. На первый урок всегда идешь с удовольствием, а в конце дня уже как автомат. А часы почему набираешь? Из-за зарплаты.
Вот и превращаешься из учителя в технологическую схему. И сам понимаешь, что что-то недодаешь. Не то что душу не можешь вложить,
а и на детях начинаешь срываться...»