СИМОН СОЛОВЕЙЧИК. СТАТЬИ ДЛЯ СВОЕЙ ГАЗЕТЫ
Предисловие к первой части
В начале девяностых годов двадцатого века российская школа, да и не только школа – общество в целом оказались
в мировоззренческом вакууме.
Уходила эпоха внятных ориентиров
и политических долженствований, уходило время готовых ответов
на любые жизненные вопросы.
Как писал в эти годы Симон Соловейчик: «Мы привыкли к тому, что есть признанные ценности, что мы осуществляем мечту человечества.
Это давало смысл жизни, было для многих моральной опорой.
Мы и детей воспитывали, точно представляя себе, какими им нужно быть. Мы все знали, какое у нас воспитание: коммунистическое.
Вся система такого воспитания была предельно цельной: от учебников
и книг до октябрятской звездочки
и приема в пионеры и комсомол.
Все это было взаимосвязанным и казалось незыблемым... И вдруг все это ушло. Многие в растерянности. Им кажется, что мир рухнул. Может быть, больше всех пострадали от этих перемен учителя. Учителю ясность взгляда
на мир необходима как хлеб.
Для учителя ясное мировоззрение, цель и ценности – профессиональная необходимость. И перед многими сегодня стоит вопрос: для чего жить, если нет идеи? Как воспитывать детей,
если не на что опереться?»
Соловейчик считал, что для этого нужны не какие-то особые законы, знания, идеологии, а – внутренняя свобода. Время показало нам, как эфемерны идеологические ориентиры,
как ненадежны общие правила
и законы. Но именно о внутренней свободе Соловейчик говорит
как о незыблемой ценности, которую
мы должны открыть не только
в наших детях, но и в самих себе.