СИМОН СОЛОВЕЙЧИК. СТАТЬИ ДЛЯ СВОЕЙ ГАЗЕТЫ
От редакции
Летний номер нынешнего года выходит накануне восьмидесятилетия Симона Львовича Соловейчика – создателя газеты «Первое сентября», ее первого главного редактора. Этот номер составлен из его статей для «ПС», которые он написал с 1992-го по 1996 год.
Несколько лет назад мы издали эти статьи отдельной книгой – «Воспитание школы» – с подзаголовком: «Cтатьи для своей газеты».
Нынешняя юбилейная публикация называется «Воспитание школы: проверка временем». И это название не случайно.
Когда мы перечитываем статьи Соловейчика сейчас, становится очень отчетливо видно, что с помощью этих статей Соловейчик выстраивал регулярную, ничего не упускающую систему педагогических взглядов. Каждая статья и есть такой взгляд – на проблему «трудных» детей, на положение учителя в школе, на цели и смыслы работы директора...
В привычных подробностях, в узнаваемых сюжетах Соловейчик искал другой пласт – пласт человеческих судеб, философских противоречий, которыми движимы и образование, и воспитание; показывал, что мы ничего не поймем в школе, в отношениях с детьми, если не будем обращаться к ценностям, которые выше и глубже, чем собственно педагогика.
В сегодняшнем времени такая культура разговора о педагогике кажется почти утраченной. Переменилась школа, в ней все больше действия и меньше размышления; переменились ученики, родители, учителя, возник новый язык разговора о детстве и учении, который часто скрывает за гуманистическим пафосом формулировок почти полную неспособность школы перемениться по существу, стать человечнее, нужнее ребенку.
И может быть, поэтому именно сегодня нам важно вернуться к педагогическим статьям Соловейчика – увидеть, что мы утратили в эпоху модернизации, какие ориентиры потеряли – и почему снова стоим перед теми же трудностями, что существовали в девяностые годы, но теперь эти трудности лишь усугубились. И вновь попытаться понять, почему Соловейчик так настаивал на необходимости идеалов в деле школы; не идеализма, а именно идеалов – высоких напряжений духа, высоких целей, устремление к которым – это и есть и воспитание, и образование.
«Я школоцентрист еще и потому, что твердо верю: со школой можно что-то сделать, это в человеческих силах, и даже в силах одного человека, – писал Соловейчик. – Кто-то же должен думать об идеальной школе! Но кто-то же должен стремиться к ней! Должен хотя бы потому, что не сущестует другого механизма улучшения школ, есть только один: идеал и стремление к нему».
Попробуем перечитать статьи Соловейчика; попробуем отыскать в себе эти идеалы; нам дано то время, в которое мы живем, но нам даны и судьбы наших учеников, детей, приходящих к нам в класс. И может быть, благодаря этим статьям мы что-то лучше поймем, что-то заново откроем, в чем-то укрепимся – в профессии, в школе, в отношениях с детьми.
***
Со времени, когда вышли в свет статьи Соловейчика, прошло полтора десятилетия. Газетная статья – жанр недолговечный, чаще всего представляющий впоследствии только документальный интерес. Но есть
те редкие статьи, которые продолжают жить своей жизнью – их не просто перечитывают, а как бы открывают заново; у них долгий век – век интеллектуальных текстов.
За последнее десятилетие в школе поменялось очень многое. И, казалось бы, сегодняшних учителей, учеников, родителей должно волновать нечто совсем иное, чем в девяностые годы.
Но, оказывается, есть вечная проблематика школы; школа
в каком-то смысле и есть совместная человеческая попытка разрешить эти проблемы – воспитательные, образовательные, социальные.
Готовя к выходу летний номер,
мы собрали письма и фрагменты статей, написанных учителями за годы после ухода Соловейчика, –
о важном, о наболевшем,
о том, что сегодня тревожит
и что радует. И получилось так,
что все они оказались созвучны текстам Симона Львовича.
«Школьные хроники 2000-х» – попытка передать это созвучие, это сродство мысли людей пишущих, людей учащих, которое возникает, если они думают,
как сделать школу человечнее.
Первое сентября