СТАРШАЯ СТУПЕНЬ
Курс на будущую специальность
Большинство старшеклассников и студентов считают, что школа не служит компасом в мире профессиональной ориентации
Совсем недавно завершилась горячая пора сдачи ЕГЭ. И теперь
при обсуждении результатов нередко именно в количестве поступивших видится важнейший показатель успешности работы школы и конкретных учителей. Конечно же, значимость самого факта поступления в вуз никто не будет отрицать. Но есть еще один не менее, а может быть, даже более важный критерий: осознанность выбора своей будущей специальности и профессии.
Процесс профессионального самоопределения современных школьников изучался в рамках большого исследования «Молодежь России: социологический портрет», которое было проведено под руководством директора Института социологии РАН Михаила Горшкова и директора федерального государственного учреждения «Центр социологических исследований Франца Шереги».
Вопрос, которого не будет в ЕГЭ
По данным социологов, 80% учеников 9–11-х классов, как правило, имеют то или иное представление о своей будущей специальности (профессии). Однако для 49% ребят этот выбор не является окончательным, и еще 20% колеблются в выборе. Лишь 47,9% учеников 9–11-х классов полностью уверены в том, что выбор ими специальности или профессии правильный.
Таким образом, среди старшеклассников довольно много ребят, которые не определились в вопросе «кем быть?». На взгляд ученых, следствием этой ситуации становится большое количество ошибок при выборе конкретного вуза, факультета и специализации. При этом больше всего профессионального «балласта» оказалось среди студентов экономических, юридических, естественно-научных, аграрных факультетов вузов. С началом обучения в вузе у многих студентов этих факультетов закрадывается сомнение в правильности выбора специализации.
На развилке
Социологи выявили несколько устойчивых тенденций. Первая заключается в том, что вначале происходит разделение учащихся преимущественно на две группы (если не считать профессионально не определившихся): на тех, кто будет усваивать профессию или специальность в учреждении НПО или СПО, и тех, кто будет усваивать специальность в вузе.
Вторая – уже в 9 классе намечается ориентация на определенную специализацию у тех учеников, кто намерен продолжать обучение в вузе.
Интерес к профессии
или размер дохода?
В качестве главного мотива выбора 52,4% школьников назвали интерес к профессии, 10,2% – престижность, 9,2% – высокий заработок. Таким образом, преобладание интереса к профессии характерно только для каждого второго ученика, что тоже свидетельствует о неблагополучной ситуации в сфере профессионального самоопределения школьников, поскольку совпадение личного интереса и профиля профессии – это главная предпосылка конкурентоспособности профессионала.
Убедили…
В целом ученики оценивают роль школы в профессиональной ориентации как низкую. Лишь 23,6% учеников 9–11-х классов считают, что учебные занятия стимулируют правильный выбор профессии. С тем, что в школе ведется специальная работа с учащимися по профессиональному самоопределению, согласны всего 21,6% учеников 9–11-х классов. Среди студентов эти показатели еще ниже; соответственно – 17,6% и 20%. Большинство школьников (54,8%) и студентов (62,4%) склоняются к выводу, что профессиональной ориентации в школе сегодня нет. Примечательно, что 50,3% студентов первых курсов вузов выбрали специальность, следуя совету родственников, друзей или знакомых.
Пробелы в «базе»
На всех факультетах вузов велика доля студентов, жалующихся на несоответствие полученных в школе знаний тем требованиям, которые предъявляют к ним в вузе. Так, среди учащихся всех профессиональных образовательных учреждений много недовольных тем, как в школе преподается иностранный язык. Кроме того, студенты техникумов, колледжей не вполне довольны полученными в школе знаниями по физике, а студенты вузов – по химии и физике.
По мнению 80,6% учеников 9–11-х классов школ и 82,9% студентов первых курсов вузов, в старших классах следует преподавать дополнительные учебные дисциплины по выбору, то есть по желанию учащихся. По мнению многих школьников, такими учебными дисциплинами могли бы стать предметы по естественным наукам и русский язык, а по мнению студентов вузов – естественные, гуманитарные и специальные предметы.