Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

...И чернила с классом защиты не ниже четвертого

Когда открывается простор для самых нелепых чиновничьих требований

Завершен 2009/10 учебный год, на редкость щедрый на политико-образовательные инициативы и такой трудный для школ. Есть прямая зависимость: чем больше идей сверху (а это все документы), тем больше проблем у школы. Во-первых, ни один документ, будь то стандарт или «Новая школа», четко не прописывается, а подлежит «корректировке и дорабатыванию на местах», что вроде бы и неплохо, – но всем понятно, что это именины сердца для бесчисленных чиновников, оправдывающих свое существование несуразными требованиями. Во-вторых, в системе отсутствуют (и никогда не присутствовали) механизмы, которые оценивали бы соответствие закона и его исполнения. Попросту говоря, на законы можно наплевать, и ничего за это не будет. Еще проще – «переживем и это». Правда, пока одни терпят, другие не теряют времени даром…

 

Фактически за казенный счет

В регионах деньги выделяются на организацию «религиозного обучения» учителей, на «независимые» исследования качества образования, на сомнительные мониторинги и тренинги. И не то чтобы позарез надо, просто «тренд в этом сезоне такой, с нас спросят». Например, требуют, чтобы «учились у лучших». Лучшие поехали по стране, почему бы и нет, если за счет принимающей стороны.
Так, из Москвы в Петербург для проведения многодневного семинара прибыли педагоги школы, признанной лучшей в проектно-исследовательской деятельности. Из записок участника: «С 10 до 16 часов взрослым и неглупым людям рассказывали, что в работе должны быть вступление, заключение, приложения. Терпеливо разъясняли, как правильно оформлять ссылки, что такое тезисы и рецензия, каким шрифтом и кеглем все это делать, какие должны быть поля. У меня такое впечатление, что люди взяли из взрослых диссертаций все, что портит кровь настоящим исследователям, и предложили в качестве эталона. А больше ничего не смогли, потому что исследованию должен учить практикующий исследователь. Хотя темы, которые мелькали в их докладах как детские, по размаху чуть пошире средней докторской диссертации, а таких настоящий руководитель школьнику никогда не даст. Но неприятно другое: бессмыслица и формалистика не только идут сверху – педагогическое сообщество само их воспроизводит, и с великой готовностью».
Еще бы! Это оплачивается! ЕГЭ, например, тоже «уважать себя заставил», потому что щедро оплачивается из федерального бюджета. Взять хотя бы одну только грань, «ручную проверку независимыми экспертами», коих десятки тысяч. Рассказывает вузовский преподаватель, задействованный в ЕГЭ: «Сначала нас обучали, потом сертифицировали. В первый день проверки нам дали норму: 50 работ на человека, стоимость одной проверенной работы – 60 рублей. И тут как подходить – я успел оценить лишь 15. На второй день, когда я отметил свое присутствие, меня спросили, нет ли у меня других дел, то есть намекнули, что не очень-то во мне нуждаются. На третий прямо сказали: мы сами справимся, вы только распишитесь».
Неплохо. Помимо сдельной оплаты всем работникам ППЭ идет почасовая, в то же время они числятся на своей основной работе. Так что расходы огромные, а по сути – никакой разницы: и раньше учителя сами проверяли и сами решали, кому что поставить. Совершенно бесплатно. Да, есть программное обеспечение обработки результатов ЕГЭ. Но нет анонимности, и оператор видит фамилию, имя, отчество сдававшего. И он тоже человек.

За ваши наличные

Преференции расторопным. Потому что приказы сваливаются сверху внезапно, и пока-то люди разберутся…
Вдруг приходит письмо, разосланное отделами образования по школам 7 июня с пометкой «весьма срочно». Там так: «Согласно «Приложению к письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4 июня 2010 г. 03-1121» бланки документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании (далее – аттестаты) заполняются с использованием компьютерной техники… при заполнении может использоваться компьютерный модуль». А далее требуют срочно закупить соответствующее ПО в научно-техническом центре «АРМ-Регистр» и строго обязательно явиться в методцентр на обучение. Дальше больше: в устном порядке сообщается, что гербовые печати школы на аттестаты нужно ставить специальными чернилами с классом защиты не ниже четвертого, купить которые школы должны все у того же «АРМ-Регистра». И купить «на физическое лицо», то есть на личные деньги.
Рассказывает замдиректора школы: «На сайте этой коммерческой фирмы-многостаночницы значилось: 1000 р. за годовую лицензию на 1 компьютер при скачивании с сайта разработчика, 2400 р. при доставке диска по почте, 4800 р. – срочный заказ. Конечно, срочный, ведь впереди длинные выходные! Однако сам сайт, созданный на дешевом хостинге, оказался настолько уязвимым, что скачать бесплатно с него можно все, что они продают, секретный модуль в том числе. Что касается секретной штемпельной краски, то приобрести ее здесь может любой оплативший 910 р./шт. Я предлагал директору не покупать хотя бы модуль, но она решила: «Сумма небольшая, лучше не связываться». И точно: на следующий день школы должны были получить бланки аттестатов, которые «без предъявления подушки с защищенной краской не выдадим!». А несколькими днями позже на совещании нам пояснили, что не надо все так буквально понимать, что мы за люди такие, можно и из Ворда аттестаты распечатывать, а положение о краске еще не утверждено. Однако. Что это было? Кто эти загадочные люди, способные так легко развести школы на деньги?»
Мы не знаем. Министерское письмо подписано замдиректора Департамента государственной политики в образовании Еленой Низиенко, но она как бы ни при чем: «может быть использован модуль». Письма же с требованием «срочно приобрести» подписаны местными начальниками управления образования, но разве они это сами придумали? Да так дружно, что в первые два дня на сайт было не зайти от перегруженности?
Картина маслом, как говорится.
Легкого вам лета, коллеги!

Рейтинг@Mail.ru