Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2010
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


...Не права школы, а социальные гарантии граждан

Именно в этом видят преимущества нового Закона «Об образовании» его сторонники

Начинается общественное обсуждение нового Федерального закона «Об образовании», проект которого вывешен на сайте Минобрнауки. Какие нововведения принесет этот закон российской системе образования? Что он сулит учителям, ученикам, школьным администрациям? И почему обсуждение нового законопроекта началось в самую неудачную пору – в летний период? На наши вопросы отвечает директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина.

Как случилось, что законопроект предложили общественности именно сейчас, в летний период, когда педагоги уходят в отпуск?
– Все понимают неудачность летнего сезона для обсуждения Закона «Об образовании». Но многое в этом событии связано с обратным отсчетом времени. Изначально предполагалось, что новый Закон «Об образовании» может быть обсужден и принят этим составом Думы. Тогда остается не больше года для рассмотрения и обсуждения трех чтений законопроекта. Согласно плану правительства в мае проект Закона «Об образовании» появился в окончательной версии. Если общественное обсуждение, согласование с ведомствами и внесение законопроекта в Думу произойдут к 1 сентября 2010 года, то все сроки рассмотрения этого документа выглядят реалистичными. В таком случае Дума успеет обсудить поправки и принять его в 2011 году. Затем последует переходный период, когда нужно будет вносить изменения в другие законопроекты. Следовательно, самый ранний срок введения закона в действие – 2013 год. Но если интегрированный Закон «Об образовании» не будет внесен в сентябре этого года, то он будет принят и вступит в силу не раньше 2015 года.
Почему этот закон называют интегрированным?
– В этом документе говорится обо всех уровнях образования – от дошкольного до послевузовского. Пока в России действуют два разных закона – Закон РФ «Об образовании» и Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании». В новом документе оба эти закона объединены, согласованы со всеми нововведениями Бюджетного, Налогового, Трудового кодексов, а также с законом о правовом положении бюджетных, автономных и казенных учреждений. Можно сказать, что новый закон интегрирует все современное образовательное законодательство, которое много лет реформировалось в разных направлениях.
Закон «Об образовании» 1992 года был признан одним из лучших в мире. Почему он подвергается переделке? Чем новый документ будет отличаться от редакции 1992 года?
– Законопроект 1992 года был очень демократичным, в каком-то смысле – либерально ориентированным и для нашей страны достаточно новым. А нынешний законопроект является скорее социально ориентированным.
В 2010 году в нем тщательно прописаны механизмы и гарантии реализации образовательных прав всех россиян. Идеология закона 1992 года формировалась в контексте, который предполагал конкуренцию ОУ. Сегодня многое видится иначе. В 2010 году подчеркиваются не права ОУ, а социальные гарантии граждан, их право выбора ОУ, формирования образовательной траектории, честность и открытость конкуренции между образовательными учреждениями, прозрачность и регулируемость всех отношений.
Образование можно понимать двояко: как общественное и как частное благо. Создатели нового закона, признавая образование как частное благо (ведь всякий, кто получил образование, получает и определенные выгоды от этого – успешная карьера, повышение заработков и т.п.), движутся в сторону понимания образования как общественного блага: со всеми финансовыми обязательствами государства. Поэтому они в первую очередь обращают внимание на ответственность перед населением ОУ, органов управления образованием, государственной и муниципальной власти.
Впервые вводятся санкции за оказание некачественных образовательных услуг, за предоставление ложной информации о них. Накладываются ограничения на рекламу образовательных услуг. Много глав посвящено прозрачности и публичной отчетности в этой сфере. В законопроекте четко прописаны права и обязанности ОУ, их позиционирование в кругу субъектов. Важно, что новый закон сохраняет все льготы и обязательства государства, которые были прописаны в законе 1992 года, без сокращения каких бы то ни было бюджетных обязательств.
Что говорится в законе о возможности введения платного школьного образования?
– Напротив, в новом законопроекте добавляется ряд бюджетных обязательств государства, в том числе связанных со средним профессиональным образованием, которое становится общедоступным и бесплатным в точном соответствии с реализацией конституционных гарантий.
Предлагает ли законопроект новые меры социальной защиты учителей?
– Все гарантии, закрепленные Трудовым кодексом и связанные с регулированием трудовых взаимоотношений, сохраняются. Никакого ущемления прав работников ОУ не будет. Напротив, все ориентировано на защиту статуса учителя и педагога.
Какие наиболее заметные нововведения предполагает новый закон?
– Я бы отнесла закон не к новаторским, а к тем, которые обобщают и подытоживают практику реформирования социальной сферы за истекшие 20 лет. Если подыскать ключевое слово, то это – «упорядочивание».
Серьезно упорядочена типология образовательных учреждений. Это может показаться не самым главным учителям или родителям учеников. Однако это очень важно для школьных администраций, для управленцев в образовании, которым предстоит формирование задания для ОУ. К какому типу относится образовательное учреждение, как оно называется, какова, попросту говоря, его вывеска – это не последний момент, более того – это важная составляющая в финансировании ОУ.
Нередко претензии ряда ОУ на дополнительное финансирование были связаны только с названием, и ни с чем другим. Впрочем, мы знаем, что название ОУ оказывается важным и для родителей: социологические опросы свидетельствуют, что опрошенные россияне предпочли бы для своего ребенка ОУ, называющееся «гимназия» или «лицей».
Новый закон впервые пытается навести порядок в этой сфере: максимально унифицировать, одинаково называть все типы учреждений независимо от тех отраслей, где они функционируют, будь то Министерство обороны, или Министерство внутренних дел, или Министерство культуры.
Новый закон впервые принимает во внимание особенности различных категорий учащихся: первые связаны с ограниченными возможностями здоровья, вторые – с личной одаренностью. Это важно для определения величины норматива финансирования. До сих пор учитывать специфику этих программ управленцам было довольно сложно.
Новый закон возвращает нас к тем временам, когда негосударственные ОУ могли получать государственную дотацию. После Закона «Об образовании» 1992 года это казалось само собой разумеющимся, потом было отменено, а сегодня вызывает споры. Почему мы снова предлагаем негосударственным ОУ кусок бюджетного пирога?
– Это – последовательное соблюдение идеологии «деньги следуют за учеником». Именно поэтому в законе предпринята попытка открыть доступ к бюджетным ресурсам всем образовательным учреждениям и организациям независимо от их собственности. Частная школа, частный детский садик согласно новому закону смогут претендовать на государственное финансирование, на задание учредителя, если оказывают конкурентоспособные образовательные услуги, входящие в обязательный или гарантированный на общедоступной бесплатной основе перечень. Верно и обратное: муниципальное ОУ, оказывающее услуги ниже определенного уровня, может лишиться задания учредителя, а вместе с ним – и финансирования.
Возможно, в ходе дискуссии принцип доступа негосударственных ОУ к бюджетным ресурсам может быть исключен из закона. Но если он сохранится, это, по моему убеждению, станет шагом вперед в справедливом, демократичном, открытом и прозрачном распределении бюджетных ресурсов в образовании.
Какие новшества включены в экономические и финансовые главы закона?
– В экономической главе впервые рассматриваются понятия, ранее никогда не формулировавшиеся в образовательном законодательстве. Это – инвестиции в сфере образования: поддержка образовательного кредитования, коммерческая концессия, права и обязанности ОУ по оказанию платных образовательных услуг. Представление об экономической деятельности в сфере образования в новом законе существенно расширяется. Например, вводится понятие франчайзинга. Если разработана авторская программа, включая описание всех условий и технологий ее оказания, вы можете на платных условиях предложить реализовать ее другим, с гарантией достижения результатов. Эта модель уже существует в нашем образовании (например, в дошкольном образовании созданы программы бэби-клуба). Новый закон только регулирует ее.

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА

Рейтинг@Mail.ru