Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2010
У статьи две рубрики (+в преддверии юбилея)

2010 ГОД СОЛОВЕЙЧИКА


...И все острее стоит вопрос о сохранении сотруднических отношений в школе

Когда в обществе утверждаются отношения, при которых правят деньги, насилие, скандал, проигрывают все. А школе необходимо остаться пространством человечности – пространством, в котором утверждаются достоинство, совесть, из которого навсегда уходит страх. Вчитываясь в работы Симона Львовича в контексте состояния современной школы, нахожу актуальное везде, на каждой странице, в каждой строке.
Как директор я понимаю: школа – это здания, двор, классы, занятия, но прежде всего – дух, тон и тип отношений, утонченных, благородных, высоких. Это организованная в сотрудническом взаимодействии детско-взрослая жизнь. Именно в таких обстоятельствах и возможно успешное учение.
Но я также вижу, что из двух направлений педагогической мысли, о которых писал Соловейчик, все меньше сторонников у гуманистического: сделать школу более близкой ученикам, доставить детям радость, охранить хрупкое детское достоинство, укрепить уважение к школе. Общая тенденция: опора не на совесть, а на страх, на подневольное исполнительство. И все чаще педагогику сотрудничества называют «вредной для школы прекраснодушной проповедью романтизма». Еще бы, управленцы активно насаждают авторитаризм в отношении к школам, к учителям и в конечном счете – к детям.
На фоне нервозности и страха в последние годы сформировалось нечто третье, так называемая педагогика «чего изволите?». Разумеется, в системе, где правит машинерия, изволят многое. И педагоги, вечно сомневающиеся, вечно неправые, вечно униженные, вечно готовые к исполнению, постоянно доказывают, что работают по-современному, в духе модернизации. Больно смотреть. Но что делать, «радеющий творец» никому не нужен, а только безропотный исполнитель управленческой воли.
Мог ли Симон Соловейчик предположить, что не в отдельных случаях, а в массе будет именно так, как он с болью в сердце писал: «Не понурую вьючную клячу в школьном классе надо видеть в учителе, бессловесную, без права голоса, без права объединиться, без права поддерживать одно, протестовать против другого, на которую достаточно прикрикнуть: «Эй, пошла!»... Чтобы не конягу видели перед собой… а Учителя».
Реальность такова, что зависимое, бесправное положение школы и учителя не позволяет выражать малейшее несогласие. В противном случае педагог автоматически становится персоной Non grata со всеми вытекающими последствиями. А живые отношения в педагогике, сама основа человечности уходят на энный план, если не сказать – исчезают совсем.
И тем острее для каждого учителя встает вопрос о сохранении сотруднических отношений любой ценой.
Педагогика Соловейчика, самая мирная, живая, способна снова и снова насыщать пространство школы озоном – и легче дышится, лучше верится.

Виктор НОВОСЕЛЬЦЕВ,
директор Прохоровской гимназии
Белгородская область

Рейтинг@Mail.ru