Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2010
Третья тетрадь
Детный мир

РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ


До школы – всего год. А задания он уже выполнять не хочет

«Как быть?»

Несколько лет назад, когда горячие головы пытались принять постановление о школе с 5 лет (чтобы у нас было, как в Англии), научное сообщество настояло на компетентном обсуждении вопроса, и эту идею удалось отодвинуть. Сегодня федеральные требования к программам дошкольного образования базируются на идее о том, что деятельность детей должна быть адекватна возрасту. И это игра. Для всех дошкольных возрастов. Но на деле эти требования остаются на бумаге: реальная педагогическая деятельность – подготовка малышей к школе едва ли не с рождения. Увы, но провоцируют такой подход сами родители. Вместо того чтобы одолеть в себе Призрак Школы, они добровольно несут ему дань, своих собственных детей. Убедиться в этом можно, читая записи в родительских блогах интернета…

 

Письмо

Подскажите, как должен делать уроки ученик, мальчик пяти лет. Сам? Спрашивать, только если ему что-то непонятно? Или надо проявлять твердую настойчивость, то есть буквально загонять за стол пинками и веником чадо, у которого всегда есть другие, более важные дела?
До школы остался всего год, он ходит на предподготовку в мини-школу, а задания выполнять не хочет. Все, что требует отработки и аккуратности (элементы в прописях), у нас делается с воплями «не могу, не буду». Только под нажимом, в ход идут уговоры, объяснения, даже зомбирование: «Встаешь, идешь, садишься». Но через час он говорит, что устал. Я хочу, чтобы он был усидчивым, наседаю, настаиваю на «еще чуть-чуть», он всегда капризничает, но уступает. А ведь уже пора выстраивать какую-то политику выполнения домашних заданий. Что думаете?

Комментарии

Если в вашей «мини-школе» пятилетним детям дают подобные домашние задания, значит, там работают люди либо вообще без элементарных знаний, либо циники, ориентирующиеся на честолюбивых родителей и на их деньги, а не на благо детей.

По этой же причине мы бросили ходить на дополнительные занятия по подготовке к школе: там много задавали, и мы увидели нежелание сына, поняли, что так недалеко и до отвращения к учебе. Давить в таком вопросе нельзя. Пожалейте мальчишку.

Вот жалеем мы так мальчишек. Потом вырастают безответственные мужчины. Вечно недозревшие. То до учебы, то до семейной жизни. Вечно «неготовые еще» к ответственности и имеющие стойкое отвращение к требованиям жены и семьи.
Надо серьезно относиться к учебе и занятиям. У нас тоже кричит: «У меня не получится», а сам не попробовал нарисовать хотя бы палочку! Все бы им «скакать и прыгать, все хватать, ногами дрыгать». А как же великие музыканты? Спортсмены? Думаю, их не жалели особо не только в 5 лет, но уже и в 3 года.

Вам нужен кто-то великий? Ваша цель – удовлетворение собственных амбиций или нормальный счастливый ребенок? Как бы и кого родители в детстве ни ломали, а великими становятся только те, у кого врожденный талант. Все же нехорошо превращать собственного ребенка в средство самоутверждения и самореализации.

Ребенок ведет себя по возрасту. Способность к произвольному вниманию (делать что-то не только когда хочется, но и когда надо задание выполнить), усидчивость – все это формируется ближе к 7 годам. А пока он физически не может «серьезно относиться к учебе», и вашего «он должен», «я хочу» совершенно недостаточно для того, чтоб что-то происходило вопреки законам природы. Смешно думать, что наши амбиции могут их отменить. А выигрывает в итоге не тот, кто этим законам сопротивляется или их игнорирует, а тот, кто их использует.

Если вас не устраивает ребенок таким, как есть, он и с достижениями вас не устроит. И дело даже не в том, что нет предела совершенству, а в том, что причина внутри вас. Вы все равно будете искать, что в нем еще несовершенно, и будете находить. И улучшать, улучшать до бесконечности. Совет: не проще ли разобраться с собой?

Комментарий специалиста: «Личностная готовность учиться появляется не сразу»

Без права на игру

В соответствии с современным санитарным законодательством образовательная деятельность относится к потенциально опасным для здоровья. И хотя проведение экспертиз программ, методов и технологий еще не стало привычным делом, основной объективный критерий оценки педагогического воздействия доступен каждому: состояние и самочувствие ребенка в процессе обучения и воспитания.
Трудно не согласиться с исследованиями известных детских психологов: обучение дошкольников, несмотря на все приговорки и заклинания о необходимости игры, все же основывается на тех же принципах, что и обучение первоклассников. Дети еще не обладают «внутренней позицией школьника», а от них требуется школьное поведение. У нас достаточно данных, чтобы утверждать: пренебрежительное отношение взрослых к проблеме «школьной зрелости» оборачивается не только потерями в развитии, но и проблемами здоровья. Лишь 5–7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения.
Да, развивающих программ теперь каких только нет, но удовлетворяют требованиям сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей далеко не все. Далее. У ребенка нет никакой защиты от перегрузок как информационных, так и организационных. С сожалением приходится констатировать, что «трудноизлечимая школьная болезнь», учебные перегрузки, поразила и младшие группы детских садов. Родители тоже не против увеличения нагрузки на детей и применения классно-урочной системы для малышей. Поощряется ведение занятий школьными учителями. Прослеживается ориентация образования преимущественно на интеллектуальное развитие в ущерб физическому.

Как должно быть

Между тем не учебная, а игровая деятельность является ведущей для дошкольников. Существуют Санитарные правила и нормы 2.4.4.1249-03 – это свод гигиенических требований к жизнедеятельности ДОУ. Замечу: все регламенты образовательной нагрузки, о которых речь пойдет ниже, вошли в этот документ.
Итак, по факту: сокращены прогулки, дневной сон, время самостоятельной игровой деятельности, оздоровительные мероприятия – все ради возрастания образовательных нагрузок. У нас есть данные о том, насколько тесна связь состояния здоровья ребенка с величиной образовательной нагрузки. Соотношение утомительности учебных занятий и показателей острой заболеваемости выявлено у всех детей, имевших 15 занятий в неделю, то есть три в день.
По правилам: максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня для младшей и средней групп не должно превышать двух, а в старшей и подготовительной – трех в неделю. Их продолжительность в младшей группе – не более 10–15 минут, в старшей – не более 20–25 минут, а в подготовительной – 25–30. В середине занятий необходимо проводить физкультминутку, а перерывы между занятиями должны быть не менее 10 минут. Занятия детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2–3 раз в неделю. К тому же эти занятия следует проводить в дни наиболее высокой работоспособности детей – во вторник и среду. Оптимальным для сохранения работоспособности является сочетание статического и динамического компонентов один к одному. При благоприятных погодных условиях максимальное число занятий проводят на участке. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, их количество в неделю не должно быть больше двух, а продолжительность – 20–25 минут.
Но воспитатели, медики, родители зачастую не отдают себе отчета в том, насколько важно эти нормативы соблюдать. Не задумываются: никто не имеет права подменять полноценное развитие ребенка натаскиванием, муштрой и удовлетворением каких бы то ни было амбиций.

Берегите мальчиков

Разное начало школы для мальчиков и девочек принято, например, в Германии. Нами тоже выявлены достоверные различия как в показателях состояния здоровья, так и в реакциях на образовательную нагрузку у мальчиков и девочек. Так, у мальчиков в 5–7 лет уровень патологической пораженности и уровень функциональных нарушений выше, чем у девочек, у них чаще встречается низкий уровень работоспособности. Девочки же в силу своей старательности и исполнительности быстрее устают. Значительная доля – свыше 41% детей 6–7 лет – функционально к школе не готовы. Их число растет, причем большую часть среди них составляют мальчики (48,6% против 28,6% девочек). Нас, гигиенистов, очень тревожат активные попытки рекрутировать шестилетних детей в школы. Результаты многолетних медицинских наблюдений за детьми, начавшими обучение с 6 лет, показывают, что шлейф школьных проблем и неблагополучия в состоянии здоровья прослеживается у них на протяжении многих лет. Однако что мы видим сегодня? Образовательная нагрузка, рассчитанная, к примеру, на 6-летнего ребенка, теперь предлагается 5-летнему, у большинства детей регистрируются признаки сильно выраженного утомления, ухудшается эмоциональное состояние, повышается невротизация. Сокращаются возможности для реализации основных биологических потребностей организма в двигательной активности, продолжительности дневного сна, игровой деятельности… а все взрослые, причастные к его жизни, искренне уверены, что все у нас идет хорошо и правильно.

Марина СТЕПАНОВА,
доктор медицинских наук,
заведующая лабораторией НИИ гигиены
и охраны здоровья детей и подростков РАМН

Итоговые советы

1. Нет смысла ставить цели по поводу будущего своего ребенка. Оно не в вашей власти. Но постарайтесь обеспечить сыну или дочке полноценное проживание детства от самого рождения. Хотя и это непросто. Психофизиологи утверждают: чем младше ребенок, тем дальше он от идеального, от того, каким его хотят видеть взрослые. Ну а если попытаться растить детей не по шаблону? Задача интересная.
2. В занятиях с ребенком не стоит сосредотачиваться на том, что облегчит работу учителя начальных классов: учить писать, решать, пересказывать статьи энциклопедий. Думайте об интересе ребенка, о развитии его воображения, об умении играть (по правилам, со сверстниками, самостоятельно). О контакте с другими: в состоянии ли ребенок донести свою программу до вас, до другого ребенка?
3. Сигнал о том, что пора учиться, – это горячее желание ребенка идти в школу. Не забудем: личностная готовность всегда появляется позднее, чем интеллектуальная. Личностное все время идет позже. Умейте подождать.

Рейтинг@Mail.ru