Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Как показал опыт работы Грантовой школы при Молодежном информационном центре города Дзержинска, большинство учителей не считают для себя возможным принять участие в педагогических конкурсах. По наблюдениям руководителя школы Татьяны Титеевой, многих педагогов смущает, в частности, то обстоятельство, что участие в масштабных конкурсах требует значительных временных и материальных затрат.
В статье «Гранты и конкурсы в жизни учителя: искусство побеждать» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 4 за 2010 год) Татьяна Титеева советует учителям начинать с «небольших проектов, где не требуется громоздких обоснований и не нужен масштабный пакет документов».
Для многих конкурсов, регулярно проводящихся в Сети, бывает достаточно написания короткого эссе, освещающего актуальные вопросы современной педагогики, или размещения на сайте организаторов оригинальной педагогической идеи, изложенной в достаточно свободной форме. Это может быть конспект урока или идея необычного проведения школьного мероприятия. Большинство преподавателей в процессе педагогической деятельности рано или поздно приобретают опыт подобных разработок. Поэтому автор рекомендует активным педагогам «сохранять и систематизировать все свои педагогические новшества и наработки. Лучше сразу и в бумажном, и в электронном виде».
Автор подчеркивает, что «в скромных конкурсах больше шанса на победу, с каждой новой победой приходит не только опыт, но и уверенность в себе». А с обретением уверенности будет проще перейти к более масштабным и амбициозным проектам.

В статье психолога Белоярского городского управления образования М.Геворкян «Помощь психолога детям с затруднениями в учебе» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 2 за 2010 год) содержится много практических рекомендаций, которые могут помочь классному руководителю наладить продуктивную работу с родителями учеников. Особое внимание автор обращает на то, что для родителей часто становится открытием само понятие безоценочной любви к собственному ребенку. Зачастую взрослые уверены в том, что в воспитательных целях проявлять любовь нужно только тогда, когда ребенок это заслужил, когда он «хороший», «хорошо себя ведет».
Автор составил специальную памятку, куда включены советы по взаимодействию с детьми, которым в силу личностных особенностей (рассеянность, медлительность, гиперактивность, тревожность, застенчивость, проблемы в волевой сфере, трудности в запоминании учебного материала) сложно адаптироваться к школе.

Названия статей очередного номера журнала «НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (№ 3 за 2010 год) говорят сами за себя – «Профильный лагерь: системный взгляд», «Социально-педагогические возможности палаточных лагерей», «Вожатый, будь готов!», «Территория лета — легко, если ты активный!», «Живая история, или Лето в музее»… Читатели найдут здесь ответы на самые разные актуальные для летней поры педагогические вопросы. Как спроектировать деятельность летнего лагеря? Как организовать в лагере работу с «трудными» детьми? С помощью каких педагогических средств можно поддержать инициативных подростков? Как разрешать конфликтные ситуации? Что такое лагерь-община и лагерь–социальная лаборатория? Какие типичные проблемы возникают на разных этапах становления нового детского коллектива и как их преодолеть?
В некоторых публикациях содержатся обобщения многолетнего опыта организации летних смен, рассказы о собственных педагогических находках, которые могут явиться открытиями и для читателей. Вероятно, далеко не все педагоги задумывались о том, что проблемой могут стать не только постоянные неудачи, но и быстрый успех.
Так, в одном из профильных лагерей в течение нескольких дней посредством креативных игр создавалась особая творческая атмосфера. Эффект оказался ошеломляющим. Сами дети и педагоги были в восторге, а руководители лагеря крепко призадумались: они не рассчитывали на такой фейерверк в первой половине смены. Повторить этот эффект, а уж тем более усилить его было почти невозможно, а снизить накал означало вызвать разочарование у участников. Значит, нужно вызвать другое ощущение – не менее сильное, но совершенно иное.
О том, как была решена эта задача, читайте в статье Ирины Рынкевич «Педагогический «изюм» для тех, кто собирается работать в лагере».

Рейтинг@Mail.ru