Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЛАНЫ НА БУДУЩИЙ ГОД


Болгова Ирина

Если вы решили создать авторский элективный курс

Рекомендации, которые помогут вам грамотно организовать работу

Круговорот школьной жизни никогда не останавливается и не прерывается. Учебный год еще не закончен, а уже пора подумать о планах на следующий. В частности, сейчас учителя-предметники продумывают и составляют элективные курсы для тех ребят, которые придут к ним в сентябре. Детали можно будет уточнять и позже, но определиться с темой нужно уже сейчас. И самое главное – решить, возьметесь ли вы за создание авторского курса.

В старшей школе, кроме базовых и профильных, обязательны элективные курсы по выбору учеников. Эти курсы могут разделяться на два типа: традиционные предметные, основанные на использовании имеющегося методического обеспечения, и авторские, создаваемые педагогами школы, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий, или «сетевые курсы», их разрабатывают и проводят структуры, входящие в состав образовательной сети.
Если с первым типом элективных курсов все более или менее определено и понятно, то второй иногда пугает и даже вызывает отрицательную реакцию у учителей. Возможно, несколько советов и пояснений помогут преодолеть психологический барьер. В качестве примеров приведены элективы естественно-научного цикла, но многими из предложенных рекомендаций можно руководствоваться и в других учебных предметах.

Дорога к элективу

Прежде всего нужно выделить семь основных шагов, которые помогут авторам подойти к созданию программ элективных курсов более квалифицированно:
Шаг № 1 – изучите нормативные и иные документы по введению профильной подготовки старшеклассников. Это можно сделать, например, на сайте http://profile-edu.ru/ «Профильное обучение в старшей школе».
Шаг № 2 – изучите интересы, склонности, способности и образовательные запросы учеников. Для этого достаточно бывает обычного наблюдения. Но чтобы не ошибиться, лучше провести анкетирование среди учеников (достаточно несколько минут на уроке или классном часе по заранее подготовленным вопросам или бланкам) и их родителей. Это надо сделать обязательно, так как иногда выбор родителей определяет решение ребенка.
Шаг № 3 – изучите материальные ресурсы вашего образовательного учреждения. Возможно, вы хотите вести элективный курс «Экология в экспериментах», а самого элементарного оборудования даже для измерений в наличии нет. Зато в вашем арсенале достаточно материальных ресурсов для проведения электива «Клетки и ткани».
Шаг № 4 – проанализируйте собственные интеллектуальные, физические и методические ресурсы. У каждого учителя есть разработки, которые при желании могут стать полноценным курсом: курсовые работы, набор дидактических средств по целой теме, отчет по теме самообразования. Разумнее выбирать темы, в которых вы очень хорошо ориентируетесь либо сможете самостоятельно серьезно разобраться.
Шаг № 5 – познакомьтесь с требованиями, предъявляемыми к составлению элективных курсов. Помните, что курсы должны быть краткосрочными, лучше в 8–36 часов. Программа курса по выбору, ориентированного на предпрофильную подготовку в 9 классе, может быть рассчитана максимально на 34–35 учебных часов (из расчета по 2 часа в неделю в течение одного полугодия, чтобы за год ученик смог пройти 2 курса). Возможны и более дробные модули (17 часов – по 4 курса за год). Курсы должны быть нестандартными, оригинальными: «Человек: психологи и профессия», «Таблица Менделеева в живых организмах», «Концепция экологически безопасного жилья».
Шаг № 6 – прочитайте и проанализируйте структуры типовых учебных программ элективных курсов, утвержденных или рекомендованных Министерством. На официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в разделе Документы/Курсы существует перечень «Элективные курсы в профильном обучении по образовательным областям» (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/4657/).
Шаг № 7 – получите консультации у специалистов или пройдите обучение на специально организованных курсах или семинарах по повышению квалификации.

В помощь автору

Программы элективных курсов разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно. Возможно, что среди большого количества элективных курсов вы выберете тот, который отвечает всем требованиям, и будете использовать его как на старшей ступени, так и в рамках предпрофильной подготовки.
Тем, кто решился создать свой авторский элективный курс для профильной или предпрофильной подготовки, хотелось бы дать несколько советов.
Необходимо придумать привлекательное название курса. Оно должно, с одной стороны, быть не похожим на школьное, а с другой – показывать, чем ученики будут заниматься. Например, вместо «Астрономия» – «Звездная азбука», вместо «Микробиология» – «Путешествие в микромир». Это могут быть курсы «Эксперименты (фундаментальные, занимательные и т.д.) в физике (биологии, химии)».
Если курс является предметным, углубляет и расширяет знания по предметам, входящим в базисный учебный план школы, то возможны такие варианты:
– Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются более или менее равномерно.
– Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу предмета.
– Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу.
– Прикладные элективные курсы, цель которых – знакомство с важнейшими путями и методами применения знаний на практике.
– Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы: «Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование», «Измерение физических величин».
– Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии).
– Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического экспериментов.
Если курс будет межпредметным, то его цель – интеграция знаний учащихся о природе и обществе: «Биофизика: история, открытия, современность», «Медицинская география», «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия», «Ботанический мотив в русской живописи».
Возможен вариант, когда элективный курс будет по предмету, не входящему в базисный учебный план. Такие элективные курсы хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях должны соответствовать запросам учеников, которые их выбирают.
При составлении программы вашего авторского элективного курса в пояснительной записке следует также указать, в чем заключается новизна предполагаемой программы, каковы преимущества данной программы перед аналогичными.
Нужно помнить, что центральной частью программы является ее содержательный блок, в котором должны быть представлены: тематическое или учебно-темати­ческое планирование курса (основные содержательные линии с указанием примерного количества часов); последовательный перечень тем с их кратким содержанием (тезисным изложением); перечень основных изучаемых понятий; список литературы, рекомендуемой для педагогов и учеников.
Не менее важен и методический блок, который включает в себя следующие элементы: краткое описание методики преподавания; рекомендуемые формы проведения занятий (с указанием списка практических, лабораторных работ, экскурсий, демонстраций); описание материального обеспечения курса; требования к уровню подготовленности (знания, умения, навыки, компетенции, полученные в результате освоения курса); формы контроля и методы оценивания; ожидаемые педагогические результаты; методы оценки эффективности программы.
Лучше использовать на элективных курсах не только академические (групповые и индивидуальные) формы работы, но и ориентированные на инновационные педагогические технологии: практическая и самостоятельная исследовательская работа; презентация результатов; дискуссии, беседы; игровые процедуры; деловые игры; интерактивные лекции; построение и проверка гипотез; дистанционное обучение;
Достижения учеников на элективных курсах, выраженные в баллах, бонусах или каких-то других формах, заносятся в портфолио. Высшим пилотажем будет «Свидетельство об окончании элективного курса …».
Самое главное – удерживать функцию учителя. При проведении элективных курсов это организация совместной деятельности с учениками, направленной на достижение общей образовательной цели. Учитель должен быть экспертом и консультантом при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий; ведущим в имитационной игре и тренинге; координатором и консультантом при выполнении учебного проекта.
Для тех, кто уже решил стать автором элективного курса, возможно, полезным окажется примерное содержание программы авторского элективного курса с краткими пояснениями.
Титульный лист: наименование образовательного учреждения; сведения о том, где, когда и кем утверждена программа; название элективного курса; класс, на который рассчитана программа; ФИО, должность автора (авторов) программы; название города, населенного пункта; год разработки программы.
Пояснительная записка: аннотация, обоснование необходимости введения курса в школе; указание на место и роль курса в профильном обучении (как соотносится курс с общеобразовательными и с базовыми профильными предметами; какие межпредметные связи реализуются, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются; каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса, профессионального самоопределения); цель и задачи элективного курса (для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса – что необходимо для достижения целей); сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы); основные принципы отбора и структурирования материала; методы, формы обучения, режим; предполагаемые результаты занятий (какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения); инструментарий для оценивания результатов.
Учебно-тематический план: перечень разделов, тем; количество часов на изучение каждой темы; вид занятий.
Содержание изучаемого курса: перечень тем и их реферативное описание.
Методические рекомендации: основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме; описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий; дидактические материалы.
Литература: список литературы и других видов учебно-методических материалов, пособий, необходимых для изучения данного элективного курса как для учителя, так и для учеников.

Публикация статьи произведена при поддержке ландшафтной мастерской «Авторский сад». Компания «Авторский сад» предоставляет профессиональные услуги проектирования и устройства ландшафтного дизайна, зимних садов и садов на крыше. А так же к Вашему вниманию представлена возможность записаться на курсы ландшафтного дизайна компании «Авторский сад», которые проводит известный дизайнер - художник Оксана Хлебородова. Узнать больше о предложении ландшафтной мастерской «Авторский сад», прочесть отзывы студентов и записаться на курсы онлайн можно на сайте www.avtorsad.ru

Рейтинг@Mail.ru