ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Рабочая тетрадь для учителя
Этот тест поможет педагогу сформулировать принципы, которыми он руководствуется при выставлении отметок. Выберите из 20 предложенных утверждений, касающихся процесса оценивания, 2 самых важных для вас (за каждое – по 3 балла), 4 тезиса, с которыми вы в целом согласны (за каждый – по 2 балла), 4 – которые вам кажутся сомнительными (минус 2 балла за каждый), 2 – с которыми вы совершенно не согласны (минус 3 балла за каждый). Останется 8 нейтральных для вас формулировок. За них – никаких баллов.
1. Оценивание – процесс, в ходе которого необходимо учитывать целый комплекс факторов.
2. Оценивание строится на наблюдениях за учениками в ходе обучения.
3. Оценивание – это строгое соблюдение определенных формальных критериев.
4. Оценивание – это сопоставление исходных целей с результатами.
5. Оценивание – это закономерный итог совершенных учеником поступков.
6. Оценивание – фиксация ошибок, проблем ученика.
7. Оценивание – измерение степени освоения учеником знаний, навыков.
8. Оценивание – это диалог учителя с учеником.
9. Оценивание – это способ заставить ученика к чему-то стремиться.
10. Оценивание – это процесс, позволяющий дозировать количество учебных трудностей.
11. Оценивание – это процесс, в первую очередь не унижающий ребенка.
12. Оценивание – это выражение уважения к уникальным особенностям другого человека.
13. Оценивание – признание разных точек зрения, шанс учесть склонности и таланты учеников.
14. Оценивание – фиксация достижений ученика в данном коллективе.
15. Оценивание – это возможность для ученика поспорить с учителем.
16. Оценивание – это способ помочь ребенку взглянуть на свои ошибки как на необходимый для достижения результата этап.
17. Оценивание – это подведение итога работы в течение определенного периода времени.
18. Оценивание – возможность для ученика проявить свою независимость.
19. Оценивание – это процесс, который всецело зависит от воли педагога и укрепляет его авторитет.
20. Оценивание – это выставление отметок.
Все предложенные формулировки можно разбить на четыре группы, в зависимости от того, с каким основополагающим принципом они связаны:
Тезисы № 1, 3, 5, 9, 20: ключевая фигура в процессе оценивания – педагог;
Тезисы № 2, 4, 7, 10, 19: самое важное в процессе оценивания – отношения учителя с учеником;
Тезисы № 6, 11, 12, 15, 17: ключевая фигура в процессе оценивания – ученик.
Тезисы № 8, 13, 14, 16, 18: самое важное в процессе оценивания – взаимодействие с окружающим миром.
Посчитайте, в каком разделе сколько баллов вы набрали. Возможно, это и есть иерархия ваших принципов оценивания учеников? Устраивает ли вас такая картина? Или стоит что-то поменять в своей педагогической практике?