Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Меркулов Филипп

Формула оценивания: педагогические переменные

Факторы, из которых складывается оценка учебных достижений конкретного ученика

В эти солнечные майские дни мы ставим множество оценок: за итоговые контрольные, за пересдачи, за четверть, полугодие, за год, наконец. И каждая цифра в бесконечных журнальных столбиках – это сообщение для наших учеников (каких успехов они достигли, в чем проблемы), для их родителей. В то же время это определенный итог работы самого учителя, своеобразная самооценка педагогической деятельности за истекший период.

 

Оценка – это сообщение

Оценка – это послание от учителя к ученику: «ты прекрасный ученик», «мог бы и получше» или «ты, конечно, сделал, что мог, но …»
Это важная информация о методе преподавания: «я ценю результат»; «лишь бы ребенок что-то делал».
Это отражение личности педагога: «хочу, чтобы всем было хорошо»; «я докажу, что я умный, а вы кретины».
Это свидетельство желания педагога видеть своих учеников успешными: «это простые задания»; или наоборот: «с работой справятся только лучшие».
Оценка расскажет нам о взаимоотношениях учителя с коллегами: «я здесь единственный, кто понимает проблемы учеников»; «я профессионал и халтуру, как другие, ни за что не приму».
Многообразные сообщения, зашифрованные в оценке, воспринимаются учеником лишь отчасти и не всегда адекватно.
Досимологи (ученые, занимающиеся проблемами поиска адекватных форм оценивания) доказали, что никакого объективного содержания в оценке нет, даже если это тест по математике. Следовательно, служить мерой знаний или таланта она не может. Но и без оценки мы не можем обойтись. Она нужна как обратная связь, как проверка взаимопонимания. И лучше видеть в ней своеобразный культурный обмен, чем особенную технику, относиться к оцениванию свободно, понимая его субъективность.

Границы допустимого

Вот учитель держит в руках исписанные листочки и пытается сложить в сознании образ ученика: умного, глупого, нестандартного. Оценивает он не работу, а скорее свое отношение к вымышленному образу. Он видит фразу, которая кажется ему красивой, встречает излюбленную мысль, прием или особенно ненавистную ошибку…
На оценку влияют и сегодняшнее настроение педагога, и степень его усталости, и природная доброжелательность или суровость.
Оценка, которую получит ученик, зависит не только от настроения и мировоззрения педагога, но и от формулировки вопроса.
Несколько лет назад досимологи в третьем классе ряда школ провели контрольную по математике. Первое задание: «Вы купили 2 яблока и дали продавцу 100 рублей. Он вернул сдачу, пятьдесят рублей. Сколько стоит яблоко?» 93% третьеклассников дали правильный ответ. Второе задание – решить уравнение: 2х+50=100. Справились 80% детей. Третье задание – еще одно уравнение: 5000+200х=10000. Этот «безумно трудный» вариант решили только 60% учеников. Добавление лишних нулей сбило с толку каждого четвертого ребенка. Спрашивается, проверяем мы понимание темы или знание привычных формулировок?
Таким образом, можно выделить три основные причины ошибочных оценок.
Первая – сам педагог, который ставит оценки, ориентируясь на некий средний уровень, у каждого учителя он свой в данный момент времени.
Вторая – формулировка вопроса, более или менее привычная, понятная данному ученику (или непривычная, непонятная).
И, наконец, третья – сам ученик. Его личностные особенности. Большую роль играют родители, их отношение к отметкам. Мысленный диалог с гневной или сочувствующей мамой способен серьезно повлиять на результат контрольной.
Столько изменчивых, непостоянных факторов! А ведь оценка, будь то простое сочинение или выпускной экзамен, порой решает судьбу ученика. По крайней мере на ближайшие летние каникулы.
Причины необъективности оценок важно осознавать учителю, чтобы по возможности ограничить влияние несущественных факторов.
К примеру, внешний вид работы (почерк, орфографические ошибки).
Мешает педагогу и чрезмерная забота о своем имидже. Стремление выглядеть «защитником детей» или «суровым, но справедливым» также влияет на выставление оценок.
Имидж ученика тоже немало значит. Слава старательного, ответственного ребенка или разгильдяя заставляет педагога ставить ученику привычную оценку вместо заслуженной.
Конечный результат зависит даже от последовательности проверяемых работ, от места ученика в журнальном списке. Весьма посредственная работа смотрится гораздо приятнее после абсолютно беспомощной. Но рядом с по-настоящему содержательной контрольной она покажется просто никудышной.
Тому, кто записан в журнале после блестящего отличника, труднее получить пятерку, чем ученику, оказавшемуся по соседству с отъявленным бездельником.

Что оцениваем?

Педагоги, судя по результатам опросов, достаточно разнообразно понимают смысл выставленных оценок. 97% уверены, что проверяют предметные компетенции, 84% – по старинке – знания, 31% – универсальные компетенции (математики, как правило, отвергают этот вариант ответа), 29% – умения. При этом 87% считают, что оценка помогает им оценить успехи ребенка, 72% – понять природу ошибок, а 44% – спланировать темп работы.
Специальность учителя также влияет на его отношение к оценке. Физкультурники оценивают как объективный результат (метры, секунды), так и вложенные усилия. Словесникам сложнее найти столь же безусловные критерии. Директор порой не видит ничего общего в подходе двух преподавателей литературы, даже если они работают в одной школе на одном этаже. Историки и географы чаще других педагогов сверяют свои оценки с требованиями программы. Математики, физики и химики определяют уровень знаний ученика по длительным письменным контрольным, для учителей иностранных языков гораздо информативнее устный опрос. Преподаватели информатики, естественно, чаще используют компьютерные формы контроля и оценивания.
Проанализировав все ответы, исследователи выделили три группы учителей по способу оценивания. Примерно половина опрошенных (как правило, преподаватели точных дисциплин) оценивают уровень усвоения предмета, обычно в конце прохождения темы, раздела. Треть педагогов (преподаватели гуманитарных предметов) вкладывают множество разных смыслов в оценку, ценят самостоятельность подростка, его творческий потенциал, предлагают задания, связанные с универсальными умениями. Оставшаяся небольшая часть (учителя физкультуры, танцев) оценивают как стартовый уровень, так и конечный результат. Для них оценивание – коллективный процесс, диагностический инструмент, позволяющий выделить группы учеников с разными потребностями, чтобы максимально полно обеспечить их запросы.

Как оцениваем?

Оценивание становится образовательной ситуацией для ребенка, основанием для реорганизации образовательного процесса, если основания его понятны и ученику, и учителю и являются темой периодически возникающих обсуждений, экспериментов.
Проще всего обсуждать содержание оценки, критерии при подведении итогов групповых форм работы, а также творческих, проектны работы.
Педагоги, выставляя отметки, понимают, что оценивают не только знания, умения, но и психологические особенности ученика, его собранность, способность сконцентрироваться, скорость реакции, память. Возможно, эту часть оценки стоит отдельно обсудить с детьми, даже если речь идет о формальном тестовом балле.

Для кого оцениваем?

Оценка – информация не только для ученика и педагога, но и для внешнего мира: родителей ребенка, администрации школы. С этой точки зрения оценка должна соотноситься с формальными нормами. И в то же время служить показателем изменений, происходящих с ребенком, с классом.
Обсуждая динамику показателей со всеми заинтересованными участниками образовательного процесса, учитель может обозначить зоны ответственности: что-то должен делать ученик, если хочет повысить отметку (прочесть, выучить, прийти на занятия), что-то – в руках родителей (обеспечить наличие учебных пособий, проследить за посещаемостью, выполнением домашних заданий). Есть, конечно, и требования к администрации.
Оценка в любом случае должна способствовать развитию ребенка, сопровождать его образовательное движение. Иначе в ней нет ни смысла, ни пользы.

Рейтинг@Mail.ru