Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Витковский Анатолий

Школьное образование: векторы обновления

Как изменился мир? Как изменилась школа? Эти вопросы были в центре внимания участников Всероссийской конференции «Педагогика развития»

С 26 по 28 апреля в Красноярске прошла XVII Всероссийская конференция «Педагогика развития: движущие силы и практики развития». На конференции состоялся разговор о главных вызовах, которые встают сегодня перед школой. А также о том, какие изменения должны произойти в системе образования, чтобы она смогла адекватно ответить на эти вызовы.

…растут, но не взрослеют?

Главный тезис пленарного выступления психолога Катерины Поливановой: за последние десятилетия изменились естественные практики взросления. То есть в настоящее время развитие ребенка происходит в существенно иных условиях и протекает иначе, чем это было 50 или 100 лет назад.
Если говорить более конкретно – «исчезли» либо трансформировались некоторые базовые для личностного роста ребенка конфликты. Например, согласно концепции психоанализа важнейшее значение для развития имеют противоречия во взаимоотношениях детей и родителей, при этом особую роль играют отношения с родителями противоположного пола. Сегодня эти конфликты протекают иначе, поскольку типичной стала ситуация неполной семьи. Кроме того, здесь сказывается тенденция отчуждения между детьми и родителями, которое все чаще наблюдается в современных семьях.
Кроме того, по мнению Катерины Поливановой, в жизни современных детей стало меньше ситуаций, которые требуют усилия, преодоления себя, ответственного выбора: «нет усилия, нет преодоления, нет субъекта».
Этот вывод подтверждает и сравнительный анализ исследований минувшего и нынешнего столетий, где изучались личностные качества и способности детей. Оказывается, что современные дети 3–7 лет не способны удерживать определенную фиксированную позу столь же долго, как это могли делать их ровесники в 50-е годы прошлого века. Особенно существенная разница наблюдается у семилетних детей в ситуации, когда установка на удержание позы давалась не в игровой, а в обычной ситуации, то есть посредством простой инструкции (предписания). Это означает, что сегодня многие ребята приходят в школу, не обладая достаточно развитой способностью к произвольным действиям.
Выяснилось также, что в отличие от первоклассников 80-х у современных детей отсутствует то, что психологи называют позицией школьника. Это проявляется во многих вещах. Во-первых, в более низкой мотивации к школьному обучению. У ребят снижен в том числе социальный мотив: отсутствует представление о школе как о новом, более «взрослом» периоде жизни. Ребята не понимают, чем школа отличается от детского сада. Более того, проявляется стремление «законсервировать», сохранить дошкольные, внеучебные формы жизни. Дети хотят, чтобы игры, физкультура, прогулки были основными занятиями в школе.
Каково же резюме? Основной вывод Катерины Поливановой в том, что для сохранения образовательных практик как практик развития необходимо изменить подход к образовательной деятельности. Если раньше эта деятельность должна была направляться в основном на поддержание и усиление естественных процессов взросления, то сегодня, полагает Катерина Поливанова, необходимо «искусственное восстановление ситуаций, провоцирующих усилие».
Этот доклад вызвал много вопросов и споров. Являются ли изменения естественных практик взросления необратимым процессом или это временные аномалии, которые можно как-то скорректировать, в том числе путем просвещения? Действительно ли эти перемены ведут к «исчезновению субъекта» либо их следствием становится появление каких-то иных форм человеческой субъектности? Если современные дети не получают определенный опыт развития в естественных условиях, то возможно ли создать ситуации обретения подобного опыта искусственно? А если это возможно, то так ли уж важно, в какое время и на каком возрастном этапе это произойдет? На последний вопрос Катерина Поливанова ответила однозначно: важно. Во-первых, периодизация возрастного развития личности дает ориентиры для грамотной организации образовательного процесса. Во-вторых, для успешного развития ребенка большое значение имеет так называемая ритмичность образования. Например, проектная деятельность очень значима для подростков и поэтому ей не стоит уделять чрезмерно много времени в начальной школе. В противном случае проектирование не сыграет своей роли в подростковом возрасте.

Знания для нового мира

Научный руководитель Приволжского филиала Федерального института развития образования Ефим Коган предпринял попытку осмысления главных вызовов педагогике с совершенно иного ракурса. А именно – с экономического. По убеждению Ефима Яковлевича, устройство системы образования определяется в первую очередь типом экономики.
В своем выступлении «Нестационарная дидактика» профессор Коган подчеркнул: будущее школы связано с переходом от индустриальной экономики к экономике постиндустриального периода. Этот переход сопровождается рядом значимых для образования перемен. Во-первых, существенно сокращается время «жизни» и обновления технологии. В сегодняшней экономике промышленные технологии живут 3–5 лет. Во-вторых, если раньше производство было организовано по принципу фрагментации, разделения деятельности на отдельные элементы, то современное производство все больше фокусируется вокруг целостных процессов. Что это означает для образования? Это значит, что сегодня уже не имеет смысла акцентировать образование на освоении тех навыков, которые применимы в узких областях. Гораздо важнее освоить универсальные виды деятельности, научиться мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для решения различных задач.
Сокращается также время актуальности знаний. Поэтому сегодня человеку важно научиться пользоваться знаниями не столько для описания окружающей действительности, сколько для ее конструирования и преобразования. А это совершенно иной тип знаний.
Участники конференции не во всем разделили позицию докладчика. Одно из принципиальных возражений состояло в том, что при определении приоритетов развития системы образования нельзя ориентироваться исключительно на экономические факторы. Как заметила профессор кафедры педагогики МПГУ Татьяна Ковалева, человек «живет не только в экономических, но и в других реалиях, например в сфере культуры. А в культуре сегодня прослеживаются новые тенденции, которые изменяют социальное бытие человека. Например, наблюдается поразительный рост клубного движения в крупных городах. Исследования показывают, что очень большая часть горожан в возрасте от 20 до 40 лет сегодня являются членами различных клубов. И это, наряду с другими трендами, меняет привычные взгляды людей. Вплоть до того, что в Швеции про одиноких людей уже не говорят «он живет один», а говорят «он выбрал определенную стратегию жизни».

Школа обязательств и школа возможностей

По мнению профессора Олега Лебедева, одна из главных проблем сегодня состоит в колоссальном разрыве между декларируемыми целями «новой школы» и существующей образовательной практикой. Как отметил Олег Ермолаевич в докладе «Противоречия между сущим и должным как источник развития образовательной системы», в качестве целей сегодня декларируются личностные и метапредметные результаты. Это значит, что, к примеру, ученик 8 класса должен отличаться от ученика 6 класса не только тем, что он больше знает, но прежде всего своими возможностями. То есть большей степенью ответственности, самостоятельности, компетентности в самых разных областях, владением иными видами и способами деятельности. Но тогда урок в 8 классе должен отличаться от урока в 6 классе не только в плане тематики, но и нацеленностью на качественно иной результат. А что мы имеем сегодня? Практически все уроки с первого по одиннадцатый класс ориентированы на освоение учебных предметов. Отсюда вывод: чтобы заявленные цели стали реальностью, должен измениться вектор целенаправленности процесса образования. Но как осуществить такую радикальную перемену?
С точки зрения Олега Ермолаевича, для того чтобы произошли изменения на уроке, должны измениться ценностные основания системы образования. По мысли профессора, надо уйти от идеологии долга, которая базируется на том, что учителя обязаны обеспечить стопроцентную успеваемость, а дети обязаны учиться. В такой идеологии школа строится на инструкциях и предписаниях. Но от человека, который одиннадцать лет был в роли исполнителя инструкций, едва ли можно ждать инициативности и самостоятельности.
Какой должна быть идейная основа современной школы – вопрос для обсуждения. Олег Ермолаевич обозначил ее как идеологию права. Суть образования, основанного на идеологии права, состоит в возможностях, которые школа предоставляет ученику и за реализацию которых ученик несет ответственность наряду с педагогами и родителями. То есть за результаты образования должна отвечать не только школа, но и ученик. И чем старше ребенок, тем большую ответственность он должен нести за свое обучение. Но при этом детям надо предоставить широкие возможности для выбора образовательных маршрутов. Когда ребенок сам выбирает образовательный маршрут, он включается в управление собственным образованием.
Это очень трудный переход, поскольку он сопряжен с изменением организационной культуры системы образования на всех уровнях. Необходим отказ от управления, основанного на контроле за достижением «спущенных сверху» показателей. Современное управление системой образования должно быть основано на экспертизе. Главным объектом контроля здесь должна стать способность школы к самоанализу. Необходимо также переосмысление педагогами всей практики организации учебного процесса, начиная с целеполагания и заканчивая контролем результатов.

Там, где пройдет мейстрим

Непосредственно практикам развития было посвящено выступление директора научно-образовательного центра «Институт инноваций в образовании» Томского государственного университета Галины Прозументовой «Образуемые и образовательные практики: объект гуманитарного управления инновациями». Галина Николаевна акцентировала внимание участников конференции на том, что за последние десятилетия появилось много образовательных учреждений, которые нацелены на создание «уникальных образовательных продуктов». В регионах возникли «целые россыпи» школ, ориентированных не только на выполнение требований учредителя, но также на достижение иных целей, которые задаются не стандартами, а «обостренной чувствительностью работающих на местах профессионалов к вызовам времени». И те идеи, которые определяют мейстрим развития общего образования, реализуются в подобных школах на 10–15–20 лет раньше. Например, идея индивидуализации, которая только сейчас оформляется на уровне стратегических документов федерального министерства, уже давно реализована в томской школе «Эврика-Развитие». А идея раскрытия образовательного потенциала взаимодействия учителя и ученика, которая положена в основу «Школы Совместной деятельности», как показывают современные исследования лучших школ мира, является главной предпосылкой повышения качества образования.
Такие школы Галина Прозументова называет образуемыми практиками, подчеркивая их принципиальную незавершенность. Они как бы все время находятся в процессе становления, поскольку развиваются благодаря желанию педагогов найти и воплотить в образовании личностно значимые смыслы, а процесс смыслообразования – это экзистенциональный процесс, ведущий к постоянному расширению смыслового пространства. Вначале смысл интуитивно улавливается и оформляется в каких-то идеях, целях, замыслах, но в процессе реализации эти цели могут корректироваться, дополняться, меняться…
Еще одна и, быть может, самая важная особенность таких практик в том, что образовательные цели здесь конструируются в процессе совместной деятельности. Иначе говоря, эти школы развиваются не отдельными, обособленными друга от друга педагогами, а сообществами. И главной движущей силой развития в таких школах становится механизм «синергетического заражения», предполагающий постоянное выстраивание новых отношений, коммуникаций, обмен идеями. То есть в такой среде возникает очень насыщенное поле профессионального взаимодействия по поводу образования детей.
По наблюдению Галины Прозументовой, за последние десятилетия в Томске и Томской области появилось около 20 подобных школ. Таким образом, в региональном масштабе произошла мощная уникализация образовательного пространства.

Самый главный ресурс развития

Что показательно? Когда эксперты пытались проанализировать ситуацию в системе образования, глядя на школы отстраненно и «объективно», в оценках ощущалось много пессимизма. Докладчики и участники конференции сетовали на то, что в «образовании ничего не меняется», и даже заявляли о «смерти субъекта». Гораздо более оптимистичные прогнозы давались, когда разговор заходил о детях, которые «несмотря ни на что находят свои уникальные траектории развития». А также – когда заключения о перспективах развития системы делались представителями самих инновационных школ, когда общая ситуация обозревалась «изнутри» инновационных сообществ, которые, как отметила Галина Прозументова, развиваются за счет внутреннего субъективного потенциала. Можно предположить, что этот внутренний ресурс и есть главный ресурс развития системы образования, который пока, мягко говоря, не очень замечается экспертным сообществом и управленцами всех уровней. Хотя отдельные прецеденты позитивного опыта взаимодействия управленцев, экспертов и практиков есть. Как говорит Галина Прозументова, пространство современных образовательных (образующихся) практик в настоящее время расширяется «прецедентным образом». Что же должно измениться, чтобы расширение этого пространства пошло более интенсивно? Вот некоторые суждения по этому поводу.
Во-первых, должно появиться больше площадок для коммуникации педагогов, экспертов и управленцев, где бы шло осмысление новой социальной реальности, прояснялись ориентиры и направления развития образования. Когда проясняется путь развития, когда он конкретизируется в задачах и методиках, когда внешняя среда насыщается новыми педагогическими смыслами, тогда и происходит активизация внутренних ресурсов.
С этим процессом связан второй важный момент, на который указала Галина Прозументова: надо, чтобы «установка на конструирование новых норм образовательной деятельности появилась у федеральных и региональных руководителей. Пока же управленцы оставляют за собой функции передачи «спускаемых сверху» требований либо выступают в роли тех, кто знает, «где наше светлое будущее». И то и другое – очень плохая управленческая практика. Хорошая практика – вместе с другими участниками образовательного процесса думать, разрабатывать, делать...»
По мнению Олега Лебедева, к переосмыслению существующей практики педагогов могли бы стимулировать организационные изменения в системе образования. Например, если начальное, основное и старшее звенья станут отдельными школами, это может побудить учителей всерьез задуматься над тем, в чем должна заключаться специфика образования на отдельном этапе школьного обучения.
В заключение скажем, что процесс осмысления социального контекста и проблем развития образования получается затяжным еще и вот почему. Продвинуться в понимании очень мешают отсутствие культуры дискуссии, приверженность многих экспертов установке жестко делить все суждения на «разделяемые мной» и «неправильные», «наши» и «чуждые нам». Отсюда случаи негативного, почти враждебного отношения к отличной от своей позиции, о которых в конце конференции говорил Борис Хасан. И тут со всей остротой встает следующий вопрос: как наладить продуктивную коммуникацию между участниками образовательного процесса (чтобы превратить проблему разнообразия научных школ и практических подходов в ресурс развития)? Но это уже может быть темой следующей конференции.

Рейтинг@Mail.ru