ШКОЛА ПЕРЕД ВЫБОРОМ
Правила управления безобразием
Среди разных прогнозов относительно будущего российской школы в редакционной почте можно встретить и учительские
Когда утихнет весь этот очередной безграмотный ажиотаж по поводу «ах, нам урезают наше бесплатное образование», окажется, что образование вовсе даже не урезается, а наоборот, оплачивается так, что закачаешься. В полном соответствии с настроениями родителей о том, что детей в школе мало нагружают. И все дружно вздохнут с облегчением и окончательно позволят затянуть на шее своих детей петлю «хорошего школьного многопредметного образования». И еще будут восхвалять власть за то, что позволила погружать детей в многопредметное невежество все глубже и глубже. Сколько людей думают, что если в расписании много раз написано «химия» или «физика», у детей есть шанс увлечься в школе химией или физикой. Но это не так. У ребенка есть шанс увлечься, когда он окружен увлеченными и увлекающими людьми. Но отношение числа увлекающихся учителей к общему количеству учителей приблизительно такое же, как отношение количества видимых невооруженным глазом звезд к видимым в телескоп.
Я думаю, что выражение «давать детям знания» является устойчивым эвфемизмом, обозначающим загрузку детских голов мертвой информацией. Грубо говоря, кормление мертвечиной. К сожалению, бытующие в обиходе учеников и учителей глаголы «пройти», «дать», «задать» (они же с частицей «не») в основном описывают все образовательные ситуации. Хотя, здраво рассуждая, «давать знания» – нонсенс. Знания – это то, что составляет структуру человека, их ни дать, ни взять нельзя. Взять, воспринять можно информацию, но в знания она превращается путем работы человека над усвоением. И вот из этой пары – восприятие информации и работа над собой – в школе стабильно выпадает вторая. И считается: качественно воспринять информацию – уметь ее воспроизвести, желательно в неизменном виде. К сожалению, так мы «проходим» все предметы. И пока ни сокращение часов, ни интеграция предметов, ни компьютерные технологии эту установку не отменили.
Сначала появился ЕГЭ, который декларирует контроль определенного содержания. Причем содержание соответствовало государственным программам. Потом последовала фактическая отмена текущих программ, замена их на «требования к образовательным программам» и «требования к условиям обучения». Содержание, мол, определяет педагогическое сообщество. Содержание же ЕГЭ начинает постепенно упрощаться с целью поддержания приемлемого уровня формального результата. Следующий шаг предсказуем: поставить образовательные программы в зависимость от денег, которые планируется вкладывать в образование. Пример рассуждения директора школы: «Что нам назначили в ноябре–декабре из бесплатного минимума? Ах, столько? Значит, скорректируем содержание и контроль так-то и так-то». Результат вычислений доводится до родителей, и широкая степень их денежной включенности гарантируется. Знатный получился механизм. Молодцы!