Школу учат врать
Чем выше градус «инноваций» в управлении образованием, тем ниже требования к профессиональной честности. Так чему на самом деле мы учим детей?
Ближе к концу учебного года мы,
как правило, получаем какие-то новые неожиданные инструкции и испытываем каскад негативных эмоций. Но отлиться в суждения наши чувства не успевают: уже экзамены, отчеты, подготовка праздничных мероприятий, завершающих год.
Так что «проглатывается» все: и самое причудливое, и откровенно противоречивое.
Нынешний закон о переводе ОУ в коммерческий статус – вброс такого же рода. С одной стороны, закон уже подписан президентом
(чтоб не сомневались), а с другой – вступит в силу только к 2012 году (потому что не вполне готов). Отнестись к нему определенно трудно. Но по тому, какова на сегодняшний день наличная ситуация мышления школы, предугадать последствия «самостоятельности», которую нам вручает государство, труда не составляет.
Власть распорядилась
Действовать и ни в чем не искать смысла – к этому нас приучают давно и, наверное, уже приучили. В противном случае знакомство с перечнем проведенных учителем мероприятий за год, не считая уроков и сданных отчетов (к слову, на отчеты уходит четыре упаковки бумаги, по одной на четверть, подсчитала одна учительница), повергло бы нормального человека в шок: 250 и более. Там и «День галстуков», и «Неделя милосердия», и «Трудовая вахта» – всего до кучи. И надо либо отключить разум, либо вовсе не иметь его, потому что 7 мая с классных руководителей потребовали «срочно сдать отчет о Дне Победы», и никто этому не удивился.
Кстати, социальная деградация почти не имеет примеров исправления. Личная имеет. Но шансов остаться личностью у тех, кто в школе, не много. Пишет мама младшеклассника: «За итоговый тест сын получил минус за задачу, в которой, как сказала учительница, ответ правильный, но есть логическая ошибка: когда килограммы на дни умножаем, получаются килограммы, а когда дни на килограммы – дни. По ее словам, переместительное свойство умножения работает только для примеров, а в задачах оно не работает! В ответ на мои попытки объяснить, что закон потому и закон, что везде работает, мне было сказано: «Вы что, меня будете учить? Вас что, к нашим математикам отвести, чтоб они вам как следует объяснили?»
То есть в сообществе математиков этой школы решили, что правильно так. И все. В другой школе администрация ввела дисциплинарные тетради на каждый класс, чтобы еженедельно начислять рейтинг поведения по школе. Все ведут. Правовая компетенция, научная, педагогическая не значат ничего. Власть распорядилась – а мы «спасибо, что предупредили, будем знать».
Потеря нормы – потеря смысла
Но школе никогда не заработать хорошей репутации, если она не честна или не старательна в отношении честности – на деле, а не на словах. Этому сегодня препятствуют две вещи: необходимость упрочить свое положение и соображения финансовой поддержки. Школа врет и, как ей кажется, только в рекламных целях, но по факту учителям все труднее выполнять свою работу так, как того требует профессиональная честность. А у школьника нет выбора, у кого и чему учиться.
Учитель информатики пишет: «Сейчас проводится такое количество конкурсов, эстафет, игр и пр., что в каждой школе печатаются гигантские тиражи грамот за подписями начальников всех уровней. Они висят на стенах школы, оседают в квартирах учеников, уходят с почетными гостями в разные кабинеты. По-моему, ситуация катастрофическая, ведь на иные без слез не глянешь. Во-первых, неясно, за что выдается грамота (почетная, похвальная, благодарственная, простая), а за что благодарственное письмо, сертификат участника, диплом. Что из этого «вручается», чем награждают, что присуждают, что выдают? Держу в руках: «Благодарственное письмо Иванова Света ученица 10 класса МОУ Гимназии № XY награждается за победу в конкурсе экскурсоводов» – точки и запятые не используются – это нормально? Так что во-вторых – правила русского языка. Почему здесь склоняется слово «гимназия»? Интуиция подсказывает, и портал gramota.ru/, где на вопросы отвечают профессиональные лингвисты, говорит, что правильно – «ученицу МОУ «Гимназия № XY». Правильно-то правильно, но обсуждать эти вопросы в школе никто не намерен: «Не суть. Вам сказали печатать – печатайте». Но если грамотопечатание уже стало частью учебного процесса, почему бы не упорядочить эту деятельность? Ни шаблонов, ни разъяснений! У нас ведь есть целое Министерство образования и науки!»
«Вам сказали – делайте!»
Но не такие люди у нас работают в министерстве, чтобы заниматься всякой ерундой: «У вас вопросы? К местным руководителям!» А те свое: «Вам сказали – делайте». Жизнь в школе ради этого и происходит. Процветает множество нелепых идей вроде того, что чем портфолио № 2 толще портфолио № 1, тем качественнее работает учитель. Или чем разобщеннее педколлектив, чем более дезориентированы учителя, тем выше мастерство директора. Ну и тема, с которой начали: чем больше проведено мероприятий, тем школа лучше. А у кого есть хорошие идеи по поводу «учить и растить детей», тех вынуждают действовать иначе. Находят способы заставить думать, что они никуда не годятся.
Вопрос: когда наступит законная «самостоятельность», кто будет всматриваться в неработающие теории, в деятельность, которая таковой не является? Определять, что «суть», что «не суть»? Все они же, руководители на местах. И все так же будет упускаться главное, без чего школа погибает, – честность.
Что же касается вранья, то оно усваивается из самого духа политики государства в области образования. Если авторы закона пропагандируют новую модель, пусть приведут все факты: как те, которые ее подтверждают, так и те, которые с ней не согласуются.
Но ничего этого мы не знаем, неизвестны даже имена авторов закона. Экспертам остается только гадать, что будет, как и при каких условиях. А учителям? Ждать чего угодно, только не смены плохого управления на хорошее. Вероятно, условий исповедовать педагогическую честность станет еще меньше.