ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Стандарт идет...
С 1 сентября текущего года начинается пилотная апробация стандарта начального общего образования, а его полномасшабное введение запланировано с 1 сентября 2011 г.
О том, будут ли обеспечены школы новой учебной литературой и как продвигается создание стандартов для основной и старшей ступеней, рассказывает генеральный директор ОАО «Издательство “Просвещение”» Александр КОНДАКОВ.
– Готовы ли новые учебники для начальной школы?
– На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что до 15 июня Минобрнауки принимает учебники на экспертизу, чтобы определить, соответствуют ли они требованиям как действующего стандарта, так и стандарта второго поколения для начальной школы.
При этом приниматься на экспертизу будут не только предметные линейки (серия учебников по одной определенной дисциплине), но и учебно-методические комплекты (УМК).
– В настоящее время закончена разработка стандарта для основной школы и продолжается работа над стандартами для старших классов. Предполагаются ли существенные изменения в этом плане?
– В 5–9-х классах планируется продолжение новых тенденций, заложенных в начальной школе: это усиление внеурочной и проектной деятельности.
Что же касается содержания образования, то наиболее существенные изменения претерпят предметы гуманитарного цикла (история, обществознание, литература), по ряду естественно-научных предметов содержание образования будет существенно разгружено.
Старшая школа рассматривается как ступень предпрофессиональной подготовки учащихся, поэтому планируется выделить три уровня преподавания: общеобразовательный, базовый и профильный.
С учетом этого следует сократить аудиторную нагрузку, значительно усилить внимание к научно-исследовательской, проектной, социальной деятельности учащихся; уменьшить число предметов, обязательных для изучения, при одновременном сохранении общекультурной и общеобразовательной подготовки школьников. В частности, для учащихся, выбравших гуманитарный профиль, планируется ввести интегрированные курсы по естественно-научным дисциплинам. Аналогичный метод, но уже по гуманитарным предметам, будет применен для учащихся математических и естественно-научных профильных классов.
И пожалуй, впервые в истории российской школы мы начнем согласовывать стандарт старшего звена с непосредственным заказчиком – системой профессионального образования. До сих пор учебные программы старшей школы, как и все остальные, выстраивались исходя из наших педагогических представлений.
Сегодня мы обращаемся к представителям ПТУ, техникумов и вузов для того, чтобы учесть их требования к выпускникам школ.
Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ