Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

«Наша новая школа» получит научный вклад

Академия образования подключается к реализации национальной образовательной инициативы

В конце апреля в Нижнем Новгороде состоялось выездное расширенное заседание РАО, на котором обсуждались задачи научного обеспечения реализации национальной образовательной инициативы (НОИ) «Наша новая школа». Дискуссии проходили в режиме пленарных заседаний, «круглых столов» и мастер-классов. В мероприятии приняли участие представители Минобрнауки, работники педагогических вузов, системы повышения квалификации работников образования. По словам заместителя министра образования и науки Исаака Калины, стандарт начального общего образования – это первый документ, реализующий НОИ «Наша новая школа», и этот документ разработан силами специалистов РАО. Но готова ли школа к внедрению стандарта?

 

К переменам не готовы

Проблема состоит в том, что кардинально меняются не только школьные программы...
В числе наиболее значимых изменений, характеризующих личность современного ребенка, вице-президент РАО Давид Фельдштейн отметил рост отклонений в поведении (повышенный уровень агрессии, страхов, тревожности), увеличение числа психических заболеваний, отставание в физическом развитии, недостаточное развитие социальных компетенций, неспособность разрешать конфликты, отчуждение в отношениях между взрослыми и детьми.
Вместе с тем увеличивается число одаренных детей, ориентированных на высокий уровень достижений.
По мнению Фельдштейна, роль школы в этой ситуации должна меняться: педагогам и ученым необходимо исследовать новые возможности детей, их творческие способности, перестраивать учебный процесс, вводить новые формы индивидуального и коллективного обучения.
«Мы не готовы к работе с новым ребенком», – констатировал в своем выступлении академик РАО, директор Психологического института РАО Виталий Рубцов.
Ссылаясь на данные исследований, проведенных Психологическим обществом России, он отметил главные трудности, которые испытывают современные педагоги в своей повседневной деятельности: например, воспитатели детских садов не умеют играть с детьми, учителя начальной школы – работать с родителями. Отсутствует система работы с разными категориями детей – инвалидами, одаренными, отстающими в развитии.
Выход В.Рубцов видит в качественном изменении психолого-педагогической подготовки учителя: начиная с отбора абитуриентов в педвузы до создания интернатуры для специалистов с непедагогическим образованием, желающих работать в школе.
Кроме того, директор Психологического института РАО считает, что программы педагогических вузов должны проходить экспертизу не в учебно-методических объединениях (УМО), как это происходит сейчас, а в школах, которые, по существу, являются главными заказчиками учительских кадров.

Туманные ориентиры

Однако четкого ответа на вопрос о том, в какую сторону должна двигаться модернизация педагогического образования, на расширенном заседании РАО не прозвучало. Напротив, некоторые высказывания только еще больше запутали собравшихся. Например, президент РАО Николай Никандров и Виталий Рубцов в своих выступлениях предлагали взять за образец опыт Финляндии – страны, которая, по их мнению, добилась неоспоримых успехов в школьном образовании, в том числе благодаря тому, что на должность учителя здесь вправе претендовать только специалисты с магистерским образованием.
Между тем с 1 сентября 2011 г. в педвузах будут введены новые стандарты, предусматривающие двухуровневую подготовку учителей с акцентом на 4-летний бакалавриат (поскольку магистратура рассчитана на узкий круг и число бюджетных мест в ней ограничено, да и не каждый вуз может получить лицензию на такой уровень обучения).
«Министерство еще не определилось, какой специалист нужен школе – бакалавр или магистр, а от педвузов уже требуется «выдать продукт». Пока на уровне правительства и общества нет единой стратегии, в педобразовании царят разброд и шатание», – считает директор Института психологии, педагогики, социального управления Тюменского государственного университета Леонид Плотников.
По мнению генерального директора ОАО «Издательство “Просвещение”» Александра Кондакова, главным ресурсом модернизации школы в условиях нынешнего неудовлетворительного состояния педобразования должна стать система повышения и переподготовки кадров – как наиболее гибкая, мобильная, способная отвечать на быстрые перемены и новые запросы общества.
«Ни один директор школы не может сегодня принять на работу выпускника педвуза без существенной переподготовки», – констатировал А. Кондаков.
В то же время он убежден, что «не стоит торопиться со структурными реформами в системе педагогического образования (присоединять педвузы к классическим университетам или создавать крупные федеральные центры подготовки учителей по образцу национальных исследовательских университетов), а надо серьезно задуматься о том, какой должна быть система переподготовки учителей с учетом нововведений».
Мнения участников обсуждения по этому вопросу разделились: одни считают, что сокращение педвузов недопустимо, другие видят в этой позиции определенную долю консерватизма.
«Оппоненты реорганизации опираются на личные мотивы: они не хотят менять насиженные места. Но как бы мы ни рассуждали, а в классических университетах сильнее фундаментальная и научная подготовка», – убежден ректор Пензенского института развития образования Геннадий Белорыбкин.
Главный вывод участников обсуждения состоял в том, что новую школу не удастся построить, если не будут подготовлены педагогические кадры и если не будут созданы условия для работы учителя.

Экономические риски и углубление социального неравенства

Однако новые законодательные инициативы не способствуют созданию таких условий. Так, предстоящий переход образовательных учреждений в одну из трех организационно-правовых форм: казенного, бюджетного или автономного учреждения – чреват многочисленными рисками.
Об этом шла речь на заседании «круглого стола», посвященного экономико-правовым проблемам и перспективам НОИ «Наша новая школа». Главный вывод обсуждения состоял в том, что у школ и вузов практически не будет возможности выбирать ту или иную организационно-правовую форму, поскольку большинство учреждений заставят перейти в статус бюджетных – по той простой причине, что их расходы будут жестко контролироваться казначейством.
Помимо экономических рисков предстоящие направления модернизации – даже такие безобидные на первый взгляд, как выявление и поддержка одаренных детей – чреваты угрозой углубления социального неравенства в образовании.
Так, по мнению директора Центра социологии образования РАО Владимира Собкина, создание образцовых школ – лицеев, гимназий, рассчитанных на продвинутые социальные группы, может привести к значительному отставанию слабых социальных групп – в том случае, если не будет продумана система их поддержки и приобщения к инновационным программам.
В какой-то мере эти опасения разделяет Исаак Калина, по мнению которого, «абсолютно порочна практика выделения повышенных нормативов финансирования на обучение детей в лицеях и гимназиях с 1 класса» (в старших классах такой подход, по его мнению, еще можно считать оправданным, поскольку повышенные средства выделяются на профильную подготовку учащихся, уже проявивших способности к тем или иным дисциплинам).
«Если система финансирования выстроена несправедливо, то рано или поздно она проецирует в общественном сознании несправедливые методы воспитания личности», – считает заместитель министра образования и науки.

За что министерство критикует РАО?

Какой вклад может внести педагогическая наука в реализацию НОИ «Наша новая школа»? Этот вопрос был ключевым для участников обсуждения.
Член-корреспондент РАО Михаил Богуславский высказался за создание научно-внедренческих центров в рамках НОИ «Наша новая школа» – с целью практической апробации научных идей.
Примером такого взаимодействия педагогической теории и практики может служить программа «12 месяцев» – по адаптации детей дошкольного возраста к школе, разработанная академиком РАО Юрием Лебедевым и членом-корреспондентом РАО Людмилой Филипповой.
Но такие примеры на самом деле являются исключением из правила.
«У нас ведется масса исследований по педагогическим и психологическим наукам, коэффициент полезного действия которых – ноль целых ноль десятых, – заявил Давид Фельдштейн. – Что могут дать наши диссертации для модернизации системы образования, когда они отражают проблемы 30–40-летней давности? До сих пор мы не можем привлечь к ответственности ни научных руководителей, ни оппонентов, которые перестали читать диссертации, потому что если бы они их читали, то этих диссертаций не было бы».
«Большинство диссертаций – это позор для психолого-педагогической науки», – резюмировал известный ученый.
Серьезной критике – за отрыв педагогической науки от практики – подверг РАО Исаак Калина.
В целях исправления этого недостатка он поставил перед учеными ряд задач на ближайшую перспективу, прежде всего – это участие в разработке документов, «по которым будут жить школа и учитель».
Например, по словам Калины, в настоящее время в Минобрнауки идет разработка структуры ежегодного доклада по реализации НОИ «Наша новая школа», в котором будет содержаться перечень мероприятий, которые необходимо выполнить на уровне субъекта РФ, муниципалитета и каждой конкретной школы – для достижения определенных результатов.
На основе доклада составляется электронный паспорт школы, который публикуется в открытом доступе в интернете.
«Это дает гарантию того, что общество будет иметь возможность видеть каждую школу и осуществлять ее прозрачный мониторинг», – считает Калина.
Еще одна важная задача для РАО, по его словам, заключается в том, чтобы обеспечить научную организацию труда школы, учителя, учащегося (речь идет о составлении специальных технологических карт их деятельности – с целью повышения эффективности).
В свою очередь ученые подвергли косвенной критике ЕГЭ – за то, что с его помощью можно измерить только уровень овладения учебной информацией. В качестве альтернативы РАО предлагает в третьем квартале 2010 г. начать разработку национальной системы диагностики основных образовательных результатов обучения в школе, с помощью которой можно будет оценивать главные результаты обучения и воспитания школьников: способность детей самостоятельно учиться, а также их личностные и социальные компетенции.
Калина принял это предложение без энтузиазма, усматривая в нем признание некой ущербности и неполноценности ЕГЭ.
Намного более спокойной была реакция президента РАО Николая Никандрова на критику коллеги в адрес представителей педагогической науки: он признал высказанные замечания справедливыми и обещал учесть их в дальнейшей работе с единственным условием: если министерство будет прислушиваться к мнению ученых, а не игнорировать его, как это часто случалось раньше.
Остается надеяться, что взаимная критика окажется полезной для обеих сторон.

Впереди – пятилетний план…

Что же касается сроков реализации НОИ «Наша новая школа», то даже в министерстве воздерживаются от конкретного ответа на этот вопрос. По словам Калины, в настоящее время разрабатывается пятилетний план реализации стратегии.
«При этом мы понимаем, что через 5 лет возрастут требования общества, и это движение будет вечным», – подчеркнул заместитель министра.

Рейтинг@Mail.ru