Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2010
Третья тетрадь
Детный мир

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ


Каменский Сергей

Что скрывается под маской лени?

Очень многое – от психологических особенностей ребенка до последствий наших воспитательных воздействий

Самая типичная и едва ли не самая частая родительская жалоба – это жалоба на лень ребенка. «Ведь мог бы (лучше учиться, своевременно выполнять домашние задания, активнее помогать по дому…) – но ленится!» – «На самом деле он очень способный – но страшно ленивый!» – «Что делать с лентяем? Как справиться с ленью?»

Осторожнее со словом

Еще сто лет назад знаменитый педагог Петр Каптерев решительно настаивал, что никакой лени попросту не существует: «Леность детей – это одна видимость, призрак, фикция, а не настоящее явление; взглянул на нее поглубже и попристальнее – и она исчезла». Сегодня, сто лет спустя, психологические исследования и наблюдения подтверждают мудрость старого педагога.
Лень, леность, лентяйство – это обиходные слова, за которыми скрываются, «прячутся» столь разные явления, что вопрос «как справиться с ленью?» лишается смысла. Надо прежде всего понять, что именно происходит с ребенком, что конкретно препятствует его продуктивному учебному и домашнему труду, и только потом решать, как преодолеть случившуюся беду.
У младших школьников ленью родители часто считают самое очевидное и оправданное возрастом неумение. Ребенок еще не научился правильно организовывать выполнение домашних заданий: хватается за одно, за другое, у него ничего не выходит, он устает. В результате уроки до позднего вечера не выполнены, а со временем ученик все с большей неохотой за них берется: утомительно, непонятно, «все равно не получается». Картина складывается неприятная: на столе валяются тетрадки, ученик валяется на диване перед телевизором. Не спешите ругать и кричать «лентяй!». Присмотритесь, как на самом деле идет работа. Помогите правильно, последовательно, с перерывами на отдых организовать выполнение заданий. Когда ребенок войдет в рабочий ритм, а задания начнут получаться, эта «лень» исчезнет. А если усаживать за уроки из-под палки и только ругать за лентяйство, то ничего хорошего не получится. Тут ведь еще вот в чем дело. Ребенок страдал и не понимал, что происходит, а тут слышит готовое объяснение: он, оказывается, лентяй, вот оно что! Всего-то лишь…
А ведь «быть лентяем» – это своего рода удобная и уютная психологическая и поведенческая ниша. Современные исследования показывают, что в детском сообществе лень вовсе не считается чем-то плохим или стыдным, заслуживающим осуждения или насмешки. Мальчишка или девчонка могут даже хвастаться своей ленью, тем, что они лентяи, а приятелями такое хвастовство будет воспринято с полным пониманием и даже с одобрением.
Особенно вредно приписывать ребенку два взаимоисключающих на самом деле качества – даровитость и лень («способный, но ленивый!). Тем самым родители формируют у ребенка крайне вредную самоидентификацию. Школьник слышит авторитетное родительское подтверждение, что он способный, даровитый. А эти качества высоко ценятся в детской среде. Вместе с тем он фактически получает родительскую санкцию на то, что имеет право никак не проявлять свои способности, не доказывать обладание ими, не трудиться ради их воплощения. Ему, оказывается, мешает всего лишь лень, то есть нечто такое, что его товарищами, его «референтной группой», допускается и одобряется. Дети никогда не говорят о себе: я очень трудолюбивый, я очень прилежный, я очень исполнительный, но часто и с удовольствием говорят: я ужасно ленивый!

Обратите внимание на тип нервной деятельности

Нередко за лень родители принимают специфику протекания нервных процессов у ребенка. Существует слабый тип нервной деятельности, каким обладают медлительные дети. У медлительных детей всякая деятельность, умственная и физическая, совершается в собственном темпе. Ограничение времени на выполнение заданий у подвижных детей вызывает ускорение реакций, у них происходит повышение активности мозга, стимуляция его деятельности, а у медлительных детей развивается, наоборот, торможение реакций. Если проворного ребенка подгонять, он станет работать быстрее. Медлительного же подгонять не только бесполезно, но и вредно: он затормаживается еще больше, а так как его всегда торопят, ругают, обвиняют в лени, то возникает опасность невротизации. Ведь ребенок постоянно оказывается в стрессовых условиях. Нервная система такого ребенка нуждается в особенно бережном отношении и постоянной тренировке. Нельзя проявлять спешку, раздражаться, дергаться, делая что-то вместе с медлительным ребенком. Ровный, спокойный тон, уверенная поддержка: «Не волнуйся, ты успеваешь, у тебя все получается» – это гораздо более эффективное средство воздействия, чем обвинения и понукания. Чем сильнее давление взрослого, его крик и гнев, тем сильнее растет торможение у ребенка. В конце концов он замирает, цепенеет и начинает плакать. Взрослые же, увы, задаются вопросом: как справиться с его ленью? На самом деле это не порок, не лень, а индивидуальная особенность ребенка, с которой необходимо считаться.
Надо рассчитывать время и распределять все действия так, чтобы медлительный ребенок выполнил уроки спокойно, последовательно, без горячки и спешки. Детям со слабыми, инертными нервными процессами легче приспособиться к четкому порядку, определенному стереотипу выполнения всех повседневных дел. Жизненные стереотипы и ритуалы очень важны для любого младшего школьника, но во много раз важнее они для медлительного. Если каждое действие, каждая задача имеют определенный порядок, разделены на элементы в понятной последовательности, то ребенок успешно с ними справляется. И не только успешно, но и постепенно увеличивая темп.
Всякую нагрузку на свойство активности, подвижности (более быстрое выполнение задания, ограничение времени) нужно давать на хорошем эмоциональном фоне. Хороший эмоциональный фон – это веселое, оживленное настроение. Оно создается лучше всего в игре, поэтому полезно вносить элемент игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребенка. А ярлык «лентяй!» не помогает нисколько.

Может быть, дело в переутомлении?

Под маской лени может скрываться переутомление и даже болезнь. Если ребенок заметно снижает успеваемость, не может собраться с силами, чтобы взяться за уроки, ничего не хочет делать, вял, равнодушен, но ни на что не жалуется, не спешите обвинять его в лени. Сначала нужно исключить возможность заболевания. Может быть, ребенок переутомился. Вероятность этого особенно велика после перенесенной болезни. Например, ученик вернулся в школу после заболевания и энергично принялся наверстывать упущенное. Сначала вроде бы все наладилось, но вдруг – «непреодолимая лень», ничего не интересно, ничего не хочется. Это очевидный случай, когда нельзя ругать и требовать, насильно усаживать за работу. Нужно пойти навстречу потребности в отдыхе, ребенок переутомлен.
Родители иногда называют ленью отчетливый перепад в способностях ученика. Например, ярко выраженный «гуманитарий» слабее успевает по точным и естественным наукам или, наоборот, увлеченному «естественнику» хуже даются предметы гуманитарного цикла. Родители бросают все силы на исправление оценок по конкретным предметам, не соответствующим направленности интересов ребенка, и он все время занимается тем, что у него выходит хуже. Не плохо, но хуже! Понятно, что он делает это без большой охоты и по возможности старается отвертеться. Но это никакая не лень. Что делать в таком случае? Родители говорят: надо же подтянуть оценки, да и работа над тем, что труднее дается, приучает к трудолюбию. Дело здесь в соблюдении меры. Может, стоит смириться с тем, что по всем предметам пятерок не получится, и пусть ребенок упорно развивает свои знания в той области, которая ему близка?

Или это – протест?

Под маской лени может выступать протестное поведение ученика. Он взрослеет, осваивается в школе, становится ответственнее и увереннее, а родители продолжают мелочно контролировать каждую букву в домашнем задании. Поэтому учеба представляется ему каким-то подневольным, унизительным делом, и он начинает отлынивать. Исправить ситуацию бывает нетрудно, если доверительно поговорить с ребенком и предоставить ему больше самостоятельности. Но прежде надо понять, что именно такая родительская ошибка вызвала протестное поведение школьника.
Бывает ведь и наоборот: ребенок настолько привыкает к постоянному контролю взрослых за домашними заданиями, что приходит к выводу: это им надо, а не мне, это их дело, а не мое. При взрослении сына или дочери родители снижают мелочное повседневное внимание к выполнению уроков, а ученик тут же запускает занятия. Придется опять вернуться к ежедневной требовательности и ослаблять ее очень медленно и незаметно.
Ленью часто оказывается неизбежное следствие такой родительской ошибки, как подмена усилий ребенка своими собственными. Родители постоянно не столько помогают, сколько выполняют все задания сами – не вместе с учеником, а вместо него. Да, часто им это сделать легче, проще и быстрее, чем долго и терпеливо поддерживать старания ребенка, чтобы он все сделал сам. Но тем самым младшеклассник «растренировывается» и привыкает, что кто-то другой выполнит вместо него все необходимые дела. Поначалу речь идет о трудной, неприятной, кропотливой работе. А со временем даже об интересной, увлекательной, за которую другие дети берутся охотно. У растренированного ребенка не остается других желаний, кроме приятного, необременительного, вялого ничегонеделания.
Но наиболее часто то, что родители называют ленью, а ребенок выражает словами «неохота», «скучно», «а зачем?», оказывается низким уровнем мотивации. В этом случае вопрос «как справиться с ленью?» должен быть такой: как повысить у ребенка мотивацию к учебной или иной трудовой деятельности? Понятно, что скандалами и обвинениями в лентяйстве повысить мотивацию невозможно. Упором исключительно на дисциплину, на чувства долга и вины мотивация повышается, но незначительно и не у всех детей. Если беда запущенная, то вся семья попадает в порочный круг: чем хуже ребенку дается учеба (или иное важное дело), тем больше его ругают за это родители и тем сильнее падает у него мотивация к такому труду, который все равно не дается и за неуспехи в котором постоянно ругают. Помочь беде нелегко, и помощь потребует времени. Особенно тут важны первые, пусть еще минимальные, победы ребенка. И разумеется, поддержка, одобрение, похвала со стороны родителей. Если ребенок ощутит, как окрыляет законченное с успехом дело, если впервые скажет себе «надо же, у меня получается!», «надо же, похвалили, а не поругали!», он почувствует и то, что работа может приносить удовлетворение. Это и будет первым шагом к укреплению мотивации.

Рейтинг@Mail.ru