2010 ГОД СОЛОВЕЙЧИКА
Награда за стремления
Симон Соловейчик. Из книги «Педагогика для всех»
Если бы мы получали награду лишь за достижения, то природа походила бы на главк, который платит премии лишь за план, за вал, учитывает одно: выполнил – не выполнил, добился – не добился. Но природа мудрее. Она награждает нас и за стремления.
Любое желание, родившееся из стремления к лучшему, награждается само по себе, безотносительно к тому, исполнено оно или нет. «Стремись к доброму!» – словно уговаривает нас природа. Поэтому решающий для воспитания постулат такой: всякое конструктивное «да»-желание (интерес, увлечение, любовь) само по себе полезно и радостно. В основе же всякого «нет»-желания лежит страх, пусть даже и преодоленный. Сопровождается такое желание тягостным чувством недовольства, неудовлетворенности и разрушает душу.
Таким образом, воспитание сводится, во-первых, к тому, чтобы ребенок испытывал радость от встречи с добрым, тогда он сам будет искать его. Во-вторых, к тому, чтобы ребенок испытывал радость от достижения цели. Природа награждает нас и за качество намерений, и за выполнение плана.
Но есть дети, есть люди, которых обстоятельства жизни заставляют постоянно отстаивать себя. И порой они привыкают разрушать, добиваться своих целей за чужой счет: темная душа, живущая в смятении, в скрытом или открытом страхе, лишь изредка освещаемая короткой радостью победы.
Что тут сказать? Чувство радости от положительной цели длительно: человека захватывает, радует процесс достижения. Такое теплое чувство может быть постоянным спутником человека – счастливая жизнь возможна! А радость, доставляемая отрицательной целью, длительной быть не может: она приходит на момент достижения или предвкушения. На общую беду, радость этого рода бывает более острой, ведь она вспыхивает на темном, тягостном фоне, как молния в ночи. Поэтому злая воля бывает страшной. Иногда даже кажется, будто она сильнее доброй воли. В самом деле: чтобы злой победил доброго, ему достаточно остаться самим собой. А добро со злом вообще не может сражаться, ибо всякое сражение есть проявление злых чувств, «нет»-желаний.
Так добрые мальчики не могут драться, пока их не ударят, не разозлят. Так в начале Великой Отечественной войны весь наш народ проходил «науку ненависти», учился ненавидеть: «Пусть ярость благородная вскипает, как волна...» Лишь очень сильное желание отстоять дорогое, восстановить справедливость рождает такую ответную силу ненависти, какая злу, всегда основанному на страхе, недоступна. Именно поэтому добро в конечном счете берет верх.
Чем сильнее умеют любить наши дети, тем реже будут сжиматься у них кулаки, но тем более страстно будут они ненавидеть злобных людей. Тем сильнее, а не слабее они будут. Они никогда не озлобятся, не войдут во вкус уничтожения.
Любовь и теоретически, и практически сильнее зла.