О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Е.Гобова, О.Игнатова
Цель, дело, мечта
М., 2009
Авторы, детские психологи, представляют в книге итоги исследовательского проекта «Психологический портрет поколения», в рамках которого десять лет изучали представления подростков из тридцати пяти городов России о личном и профессиональном будущем.
Авторы прослеживают взаимосвязь между полудетскими мечтаниями и самореализацией взрослого человека, пути появления личных смыслов в становлении подростков и возможные препятствия: «Сколько чудесных изобретений смог бы сделать Леонардо да Винчи, если бы каждый день от звонка до звонка работал в банке, потому что его отец так решил? А вы можете представить себе Элтона Джона торговым представителем или, на худой конец, менеджером сотовой связи, потому что друг уговорил его войти с ним в долю?»
Особенно интересны дневниковые записи выпускников школ о сиюминутных переживаниях, о будущей профессии, учебе, семье. Иногда очень глубокие, серьезные, иногда наивные, смешные, трогательные. В некоторых просматриваются традиционные архетипы, другие заставляют вспомнить глянцевые образцы поп-культуры. Здесь и мечты о многодетных семьях, и грядущий отъезд за границу, и домики у моря с бассейном, и нанотехнологии, и докторские степени, и даже строительство коммунистического общества. И в самом деле – портрет поколения.
Эда Ле Шан
Верните здравый смысл
в воспитание ребенка
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009
Достаточно прочитать название книги и оглавление: «Заговор против детства», «Радости и выгоды “отставания в учебе”», «Сеем разумное, доброе, вечное – или отсеиваем неуспевающих?», «Дайте мне вырасти таким, какой я есть, или Святость детства», – чтобы предположить, что автор не собирается давать советы родителям, как половчее управиться с непослушными детьми. Так и есть, это книга-размышление о сути современного воспитания, о том, что, общаясь с ребенком, мы руководствуемся чем угодно, только не здравым смыслом. Заваливаем его игрушками, вещами, развлечениями; водим на всевозможные дополнительные уроки и занятия; беспокоимся по поводу успеваемости и будущей карьеры. Стремимся научить читать еще в колыбели, школьника заставляем учиться целыми днями напролет. И лишаем при этом ребенка нормального, естественного развития.
В общественном сознании укоренился стереотип, заставляющий считать образцовым ребенка тихого, скромного, старательного, который хорошо учится и не приносит никаких хлопот родителям. Одним словом, чем меньше ребенок напоминает ребенка и больше похож на маленького взрослого, тем лучше. «Нас приучили думать, будто мы способны успешно сыграть роль родителей, надо только постараться, и если, несмотря на все усилия, нам почему-то не удается превратить нормальных симпатичных маленьких разбойников в человекоподобных роботов, мы пугаемся, злимся и мучаемся от ощущения полного провала». По мнению автора, современные взрослые боятся детства и всячески стараются искоренить его проявления. Она делает такой печальный вывод, анализируя свои наблюдения и цитируя американских педагогов и психологов. И такое отношение взрослых к детям царит повсюду: в семье, детском саду, школе, в вузах.
Хотя точнее было бы употребить прошедшее время: книга написана почти сорок лет назад, когда Америка только начала втягиваться в лихорадочную гонку за ранним, сверхранним и суперранним развитием, когда приоритет учебы в престижных классах и колледжах затмил даже заботу о здоровье детей. Теперь эта золотая лихорадка докатилась и до нас. Не пора ли вспомнить о здравом смысле?