ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
«Вредные» игры
Когда «запретные» желания осуществляются, они перестают быть интересными
Одна из методик провокативной педагогики называется «Вредные игры». Эта методика позволяет создать для ребят пространство
с особыми законами, где не работают стереотипные установки, стандартные нормы и запреты. Оказавшись в таком пространстве, ребенок сталкивается с необходимостью пересматривать свое отношение к различным вещам, искать и апробировать новые способы взаимодействия со сверстниками
и взрослыми.
«Я – Буратино»
Буратино, Чипполино – это те еще «огурчики»!
Не слушаются, опаздывают, хулиганят!
Но какие они все-таки обаятельные.
Они все делают наоборот, но в итоге оказываются правы и всех побеждают. «Буратино, не суй нос в камин!» Сунул! «Иди в школу!» Не пошел! «Не потеряй азбуку!» Продал! «Не дружи с лисой», «не лезь в болото», «слушайся старших» – дружит, лезет, не слушается!!!
Они очень похожи по характеру: и друга в беде не оставят, но и себя не забудут. Поменяйте этих персонажей местами – и в сказке все равно ничего не изменится: Чипполино отыщет ключик, а Буратино организует овощную революцию. Наверное, это все-таки здорово – немного похулиганить. Нам только давай! Приключений! Трудностей! И побольше! Детей прямо тянет на разные неприятности.
А объявите-ка вы «День трудностей». И назначьте всех Буратинами и Чипполинами. И пусть они целый день ищут трудности и весело преодолевают их.
Кто больше трудностей нашел и преодолел – тот и есть настоящий Буратино.
«Чужая конфета»
Всем известно, что одно из самых приятных событий Нового года – это рассматривание сладких подарочных наборов и сравнение их: «А вдруг мне чего-то самого вкусного не положили? А ему положили…»
Наш конкурс на «самого главного поедателя конфет» тоже про это.
Итак, играющим раздаются подарки с конфетами (шоколадками, батончиками, пряниками, фруктами и т.п.). В каждом подарке есть конфета (или что-либо другое), которой нет в других.
Задача: обнаружить свою «лишнюю» конфету. Это можно сделать разными способами: можно описать фантик, название, форму, размер и другие детали.
Допустим, кто-то рассказывает о том, какие конкретно сладости ему достались, а остальные сопоставляют эту информацию c содержимым собственных подарочных пакетов. Затем ребята слушают «сладкий рассказ» другого участника игры, потом – третьего… И с каждой «презентацией» «лишние» конфеты «засвечиваются» все сильнее. А если после последнего рассказа у кого-то еще остаются сомнения по главному вопросу игры, можно дать время на то, чтобы обменяться информацией в «неформальном» общении.
Возможен и другой вариант игры: играющим задаются вопросы по кругу. Один задает, один отвечает, а все остальные внимательно и хитро слушают и анализируют ответы.
Конечный результат тот же – игрок называет «свою» эксклюзивную конфету и торжественно съедает ее.
Можно также провести дополнительный конкурс: «Расскажи о сладкой жизни по названиям конфет, находящихся в кульке». Выигрывает тот, чей конфетный подарок признается зрителями самым лучшим. Как видите, эта игра развивает жадность, зависть и чревоугодие. Это у тех, кто своим подарком не поделится…
«День Лени»
Конечно, не так просто целый день бездельничать! Ведь вообще ничего нельзя! Даже причесываться, чистить зубы, играть в игры, рисовать. Нельзя! А что же можно?..
Итак, с сегодняшнего утра мы все – жители королевства Лени. Самый главный здесь – Канцлер королевства Ее величества. Как и в любом государстве, у него есть тайные агенты и контрразведчики. Тайные агенты следят за жителями королевства и докладывают в тайную канцелярию о злостных нарушителях – тех, кто замечен был за какой-либо работой, а контрразведчики следят за тайными агентами и сообщают туда же о плохой работе агентов, которые плохо следят за жителями королевства. Но! Дело в том, что никто не знает, кто из жителей королевства Лени – тайный агент, а кто – контрразведчик!
В начале игры все жители ленивого государства получают (вытаскивают) карточки, где обложки у всех одинаковые, а вот обратные стороны разные. Например, среди 50 карточек могут быть не менее трех контрразведчиков и шести тайных агентов.
Но и в остальных карточках есть отличия: каждому жителю королевства что-либо разрешается: читать; рисовать; причесываться; переодеваться; бить комаров.
Чтобы не выдать себя, тайные агенты и контрразведчики передают свои донесения в тайную канцелярию (Канцлеру) незаметно: можно подложить в карман, в сумку, в книгу, завернуть в него колбасу или сделать из него бумажную вазочку и т.д. Данные этих донесений заносятся в общий стенд: «Уважаемые бездельники! Эти люди позорят нас своей работой!» А агентам присваивается очередное звание: «тайный советник», «действительный тайный советник» и т.д. Кто дослужился до большого звания, тот – лучший «шпион».
Задача жителей королевства – не попасться за работой и выяснить, кто является тайным агентом. Разоблаченный тайный агент не имеет права передавать донесения и лишается своей карточки. Поэтому контрразведчику важно помочь агенту, чтобы самому не остаться без работы.
Тут можно придумать еще много интересного: разрешить незаметно меняться карточками, чтобы причесаться, умыться, придумать медали лучшему лентяю – «Работа не волк», худшему лентяю – «На работу, как на праздник!»; вручить наградные погоны тайному агенту или контрразведчику, а в итоге выпустить «Боевой листок» с хроникой дня.