ОРИЕНТИРЫ
Современный вариант профессиональной диагностики
В программировании модуля поможет список трудностей, с которыми учитель сталкивается в работе
– Для того чтобы выбирать предмет для изучения, учитель должен
с самого начала знать, чего он хочет: какие у него проблемы, какова образовательная траектория,
по которой он намерен продвигаться. Без этого модули просто не работают, – считает Елена Ищук, завуч по воспитательной работе
МОУ СОШ № 8 города Иванова, старший преподаватель ИРОИО, председатель областной Ассоциации классных руководителей.
Елена Васильевна, учитель истории, говорит, что мечтала быть педагогом с пяти лет и никогда не меняла своего решения. В ивановской школе № 8 она работает с 1988 года. В марте 2010 года на Педагогическом марафоне «Первого сентября» Елена Ищук рассказывала о деятельности Ассоциации классных руководителей Ивановской области. Кроме того, она проводила для участников марафона проблемно-деятельностную игру «Критерии оценки деятельности классного руководителя».
– В этом году у нас в ивановской школе № 8 выбирали модули восемь учителей, – рассказывает Елена Ищук. – В принципе никто из педагогов еще не сообщал мне сам о том, что у него есть затруднения с выбором. Идет период освоения модульно-накопительной системы. Наши учителя пытаются понять, что это такое. Им объявили: есть модули, выбирайте все, что хотите. Вам запишут столько часов, сколько вы прошли, вы можете вернуться и прослушать их заново, вы можете узнать, сколько часов у вас пройдено, и пройти еще сколько-то – вот сегодняшние преимущества. Но этим пока не все могут воспользоваться. Учителя демонстрируют традиционность своего мышления: если они и выбирают, то все разом! Они стремятся идти старым путем хотя бы потому, что для выбора модуля надо быть к этому подготовленным.
– Может ли помочь рядовому педагогу вывешенный в интернете список модулей?
– Не уверена. Интернет-анонс поможет учителям узнать, что такие модули в ИРОИО существуют. Но при чем здесь выбор? Страничку интернета можно прочесть и закрыть. А учителя нужно подготовить к ситуации выбора. На мой взгляд, перед повышением квалификации полезно провести анкетирование для выяснения затруднений, которые каждый педагог испытывает в той или иной сфере. Например: скажу о том, что мне ближе, – о затруднениях в работе классного руководителя. Можно выделить те компетенции, которыми должен обладать классный руководитель, и установить, что он должен знать. А из этого вытекает, чего не умеет конкретный классный руководитель. Список обнаруженных затруднений может помочь в программировании модуля для повышения квалификации.
– Но ведь такое анкетирование можно проводить и в ИПК, как это делается сейчас…
– Тогда учитель будет опасаться, что кто-то посторонний узнает о пробелах в его знаниях, о затруднениях в его работе. Он будет чувствовать себя неуверенно, скованно. И возможно, многое при этом анкетировании будет упущено. Думаю, что лучше проводить такую диагностику именно в школе. Это будет более личностно. Проводить ее должен, на мой взгляд, завуч по учебной или по воспитательной работе – в зависимости от того, какие вопросы задаются учителям.
– А вы уверены, что в школе учитель ответит на вопросы анкеты искренне? Ведь он тоже побоится, что его заподозрят в некомпетентности, в незнании элементарных вещей…
– Это уже другой вопрос: отношения в школе, стиль руководства. Если это доверительный разговор между учителем и завучем – то тогда, как мне кажется, учитель скажет все. Проводя в своей школе анкетирование по затруднениям в деятельности классного руководителя, я в этом убедилась. Кроме того, завуч может проводить с педагогами и какие-то тематические опросы (возможно, тоже в форме анкетирования). Например, я предлагаю педагогам анкету по планированию, где задаю вопросы о том, как они это делают. Когда я получаю и анализирую ответы на вопросы анкеты, становится понятно, какие моменты западают у моих учителей. Тогда мой следующий шаг – посоветовать учителям, какие модули выбрать для повышения квалификации.