Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ОРИЕНТИРЫ


Кириллова Светлана

Повышение квалификации: выбираем модули

В Ивановском областном институте развития образования размышляют: как научить педагога сделать выбор?

В Ивановской области перешли на новую систему повышения квалификации. Теперь каждому учителю надо самому выбрать модули для изучения, выстроив свою образовательную траекторию. Отсюда – новые проблемы.

 

Образовательная траектория учителя

Cело Кукарино находится в двенадцати километрах от райцентра – поселка Лежнево Ивановской области. И еще пятнадцать километров отделяют село от областного центра – города Иванова. Хотя кукаринцев насчитывается всего пять с лишним сотен, «малым» село назвать трудно: здесь есть дом культуры, медпункт, почта, столовая, детсад… А двухэтажную школу, одну из десяти школ Лежневского района, здесь возвели в 1971 году. Строили школьное здание с надеждой на демографический подъем.
Эта надежда не оправдалась. Сегодня в Кукаринской основной школе учатся меньше сотни ребят – и то за счет школьников из окрестных деревень: Сабиново, Анисимово, Марково…
В Кукарине даже устроили интернат для учеников из отдаленных деревень, где дети могли бы жить всю неделю. Недавно прокуратура Лежневского района его закрыла. Заключение было таково: прежде чем принимать детей, надо заменить пожароопасный линолеум на полу и переделать двери. Директору школы Валентине Теселевой с прокуратурой пришлось согласиться. Теперь детей из дальних деревень развозит школьный автобус.
Кукаринская школа считает себя одной семьей. Здесь работают учительскими династиями, сюда возвращаются на работу бывшие выпускники. Есть педагоги со стажем более 30 и менее 3 лет. Но каков бы ни был стаж, всем учителям в установленные сроки надо пройти повышение квалификации.
А оно в Ивановской области теперь организовано по новой, модульно-накопительной системе.
Принцип накопления и зачета модулей, с которым пришлось познакомиться ивановским педагогам, взят из современной практики западных университетов: он применяется во всех высших учебных заведениях, включившихся в международный Болонский процесс. Внешне этот принцип прост: выбрать понравившийся курс (модуль), прослушать, получить сертификат, положить в портфолио.
Набирая модули, каждый движется по своей индивидуальной траектории. Поэтому даже члены одной учебной группы находятся на разных уровнях: после изучения той или иной темы кто-то из учащихся получает свидетельство о прохождении курса повышения квалификации, кто-то – удостоверение о прохождении краткосрочных КПК, а кто-то – сертификат, позволяющий продолжить обучение по модульно-накопительной системе в будущем году.
Когда слушатель осваивает все необходимые модули (а делать это можно в любой последовательности), он обменивает свои сертификаты на свидетельство более высокого уровня – документ о повышении квалификации.
По модульной системе начали работать некоторые региональные институты повышения квалификации в России. Каждый ИПК ищет свой вариант, со своими региональными особенностями. Включился в эту работу и Ивановский областной институт повышения квалификации, который с января 2009 года перешел в статус автономного учреждения. Теперь он называется ГОАУ «Институт развития образования Ивановской области» (ИРОИО).
Опыт федерального проекта по межрегиональному повышению квалификации директоров школ уже показал, что сегодня в России нет механизма взаимозачетов финансирования модулей между ИПК разных регионов. Лишь в порядке исключения педагог может повышать квалификацию в соседнем субъекте Федерации. Когда же модули КПК засчитываются педагогам только внутри одного региона, система работает.
Финансистам, во всяком случае, она не создает никаких проблем.

Восполняя пробелы в знаниях

– С выбором модуля никакие отличия в финансировании нашего института не связаны, – объясняет главный бухгалтер ИРО Ивановской области Оксана Титаренко. – Раньше нам, как бюджетному учреждению, выделялись учредителем бюджетные ассигнования, а сейчас – субсидия на выполнение государственного задания. Когда мы делаем план финансово-хозяйственной деятельности, учебно-методический отдел передает нам расчеты на предстоящий год: сколько людей придут заниматься в ИРОИО, какое количество часов они должны выдать каждой категории слушателей, исходя из заявки муниципалитета. Тогда мы уже видим, сколько нам надо заложить средств для оплаты наших сотрудников и привлеченных специалистов. Согласно закону об автономных учреждениях, финансирование АУ в течение трех лет остается на том уровне, который у них был до перехода. Так что финансирование у нас прежнее.
…Первой из Кукаринской школы на повышение квалификации по новому принципу отправилась в Иваново учитель начальных классов Елена Гурбатова. Она выпускница этой же школы, стаж – семнадцать лет, одна из лучших учителей Ивановской области.
Повышение квалификации обладательница президентского гранта 2006 года начала с выхода в интернет.
Новыми технологиями в селе гордятся: даже в интернет-справочнике «Википедия», где недавно появилась маленькая статья «Кукарино», указано: «проведен интернет».
В школе, где учатся 90 детей, создан свой красочный сайт. Каждый учитель села может выйти в Сеть не только из школы, но и из дома.
Елена Гурбатова заранее выбрала модуль для повышения квалификации, изучив всю информацию, вывешенную на сайте Ивановского института развития образования.
В дальнейшем сложностей у нее не оказалось.
– Приехали на курсы, курс разделен на три части, по две недели, – рассказывает она. – Первая часть – инвариантная, то есть обязательная. И затем нужно выбрать три модуля. Каждый может выбрать их по своему вкусу. Есть даже возможности выбрать модули на повторение, восстановить позабытый материал. Важно, что теперь я могу выбрать то, что нужно именно мне, педагогу из сельской школы, то, что я буду конкретно применять в своей работе. Я выбрала тот модуль, по которому чувствую пробелы в своих знаниях.
На вопрос, как она почувствовала эти самые «пробелы в знаниях», Елена Романовна только удивляется:
– А разве каждый учитель не чувствует, на каком уровне он находится?
Мы начинаем спорить.
– Конечно, можно выяснить это каким-нибудь другим путем. Например, можно провести тестирование, – задумчиво произносит она потом. – Но если учитель не чувствует своих слабостей сам…
– Такой сознательный выбор – особый случай, – считает проректор Ивановского ИРО по учебно-методической работе Виолетта Медведева. – Начав работать по модульно-накопительной системе, мы столкнулись с тем, что наши учителя пока не умеют самостоятельно выбрать модуль для изучения. Они теряются, просят, чтобы им объяснили, подсказали… Бывали даже случаи, когда некоторые из них возражали: «Мне это не надо, я не хочу выбирать, я буду изучать то, что мне назначат!..» Педагогов надо научить делать выбор, понимать свои слабые места. И это большая работа, которая нам еще предстоит.

Статья опубликована при поддержке учебного центра "Стимул", осуществляющего обучение и переподготовку слушателей на базе высшего и неполного высшего, среднего и среднеспециального образования по дополнительным образовательным профессиональным программам, предусматривающим присвоение дополнительной квалификации. В центре можно пройти обучение по самым различным направлениям, начиная от курсов повышения парикмахерского мастерства и курсов визажистов и косметологов до компьютерных и бухгалтерских курсов. Профессиональная переподготовка в "Стимуле" - это сочетание теоретической части, дающей и углубляющей профессиональные знания, и практических занятий, позволяющих приобрести необходимые навыки, это лекции, семинары и тренинги, написание рефератов и выполнение контрольных заданий. С подробной информацией о программах обучения, реализуемых в центре, расписании занятий и их стоимости можно ознакомиться на сайте stimul-kursy.ru.

Рейтинг@Mail.ru