Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

КОГДА ЗНАНИЯ ОБРЕТАЮТ СМЫСЛ


Витковский Анатолий

Исследуем мир людей

Занятия, развивающие социальную компетентность

В основу своих авторских программ по обществознанию социологи Елена Прямикова, Наталья Веселкова вместе с учителем Натальей Ершовой положили два базовых принципа. Во-первых, содержание курса должно основываться на актуальных для учеников того или иного класса проблемах. Во-вторых, изучение обществознания должно идти через приобретение опыта разбора различных социально значимых ситуаций и рассмотрения вариантов их изменения. Эти принципы являются взаимодополняющими по отношению друг к другу.
Предполагается, что урок организуется вокруг представлений самих учеников. А теоретические знания становятся инструментом, с помощью которого ребята развивают опыт критического осмысления и углубления собственных взглядов.
Как это происходит на конкретных уроках?

Тайна имени

В шестом классе в начале учебного занятия по теме «Я – человек» учительница Наталья Ершова предложила ребятам нарисовать человечка, «то есть – себя». Когда рисунки были выполнены, учительница дала следующее задание: «А теперь, пожалуйста, с одной стороны рисунка напишите текст о себе, опишите себя, отвечая на вопрос «кто я?». Старайтесь, чтобы ответов было 10–15». Здесь проявился один из главных принципов авторского подхода к выстраиванию учебных занятий по обществознанию: учитель стремится прежде всего задавать вопросы, а мнения и суждения высказывают дети.
Реакция на подобное задание вполне предсказуемая: «О, десять слов – это очень много!» Но в процессе работы дети входят во вкус, и оказывается, что возможно и больше определений подобрать к себе любимому: «Я Ваня. Я ученик. Я – сын. Я – племянник. Я – Иван Петрович. Я – друг. Я – помощник. Я – хоккеист …» В процессе этой работы у школьников расширяется представление о себе. И тут же возникает тема имени, а вместе с именем появляются логин и другие атрибуты «поколения NEXT». И что интересно – оказывается, у детей, которые стремятся быть послушными, выполнять формальные правила, часто не хватает слов для ответов на вопросы «кто я?», «какой я?». А более раскрепощенные и свободные ребята пользуются в том числе и кличками. Между детьми возник спор – «послушная» хорошистка толкнула локтем своего соседа по парте: «Ты зачем это пишешь? Такое же нельзя писать?» Подобные моменты учителю важно не упустить. И Наталья Владимировна предлагает: «А давайте вместе обсудим: можно это писать или нет». По ходу обсуждения учитель «вкрапляет» в канву разговора фрагменты теоретических знаний, подбрасывая детям новые вопросы и дополняя детские ответы на них. Что значит кличка и как она возникла? Откуда появились фамилии (фамилии, оказывается, часто возникали из кличек)? Почему в древних культурах людям давались тайные имена? Таким образом, в диалоге друг с другом и педагогом ребята осмысливают многие вещи в более широком культурном контексте. А поскольку теперь теоретическое знание связывается с личностно-значимыми смыслами, оно сразу «присваивается» ребенком, становится частью пережитого им опыта. Ребята начинают понимать, что они могут выступать в разных социальных ролях и по-разному представлять себя другими. И что это их выбор, как «себя подать», как относиться к тому или иному обращению к тебе и как самому обратиться к другому человеку. Более того, если тебе неприятно какое-либо обращение, у тебя есть возможность выразить свои чувства собеседнику. И на уроке был эпизод, когда один ученик впервые объяснил одноклассникам, почему он спокойно воспринимает от друзей обращение Толстый, а от девочек это же самое слово в свой адрес ему слышать неприятно.
С ребятами постарше учитель пробует произносить имена с разными интонациями. Это ценнейшее качество – способность распознать и самому точно выразить в обращении определенное чувство, например, предостережение или участие. Ведь среди великого множества самых разных звуков звучание собственного имени оказывает особенно сильное воздействие на эмоциональное состояние человека.

«Теле», которые нас соединяют

Практически каждое занятие Натальи Ершовой оказывается не похожим на предыдущие. Урок в седьмом классе по теме «Малая группа» начался с… фотосъемки. Учительница дала одному из учеников фотоаппарат и предложила снять тех ребят, которые походили друг на друга по каким-то внешним признакам, например, схожим элементам одежды. Ученик по очереди подзывал одноклассников к себе и фотографировал их. А после того как собралось определенное количество отснятых кадров, эти снимки были выведены на «большой экран». Наступило время обсуждения результатов «фотосессии». И выяснилось, что юный фотограф снял компанию друзей, хотя такой цели у него не было. Как же так вышло? «Наверное, у друзей часто бывают одинаковые привычки, одни и те же предпочтения в одежде», – выдвигает версию кто-то из ребят. На самом деле это так и есть. Для подростков этого возраста действительно характерна ситуация, когда все члены одной компании осознанно (а иногда и бессознательно) выбирают один и тот же стиль одежды. В науке даже существует такой термин  – «приметы идентичности»…
Теперь можно переходить к ключевому вопросу: «А как такие компании можно назвать? Это коллектив? Это некая часть класса, подобная другим частям?» «Нет, это небольшие компании», – предположил кто-то из ребят. «Хорошо, давайте теперь попробуем по оглавлению учебника определить, а изучает ли наука такие слои общества, как небольшие компании?» В учебнике ребята нашли определение «малая группа» и познакомились с сутью этого понятия. После чего наступил подходящий момент для рассказа о теории социального психолога Якоба Леви Морено, который рассматривал малые группы и выделял их свойства. Одно из центральных понятий этого ученого имеет интригующее название «теле». Этим словом Морено называл эмоциональные связи, обоюдные симпатии, которые соединяют людей. И каждый из нас может развивать эту способность вчувствования, например, стараясь время от времени становиться на место другого человека, смотреть на вещи глазами другого. Известно также, что некоторые привычки и действия могут отвращать от нас окружающих. Нередко бывает так, что человек обижается на невнимание, одиночество, отсутствие симпатий к себе со стороны других людей, но начисто не осознает, что сам является причиной этого. В данном случае речь идет не о практической психологии, а об изучении общества через множество деталей обычной повседневной жизни. Именно повседневная жизнь человека является той «питательной» средой, в которой воспроизводятся и поддерживаются самые различные социальные институты…

«В гостях» у бабы Кати

Поскольку подход уральских авторов предполагает обращение к личному опыту, а этот опыт бывает иногда очень непростым и болезненным, при рассмотрении отдельных тем педагогом следует проявлять особую осторожность и корректность. Прежде всего желательно в начале года объяснить родителям цели и задачи изучения обществознания, попросить их самих определить границы информации, которую ученик может вынести на всеобщее обсуждение. Опыт показывает, что при этом многие вопросы снимаются заранее. При ведении занятий очень важно придерживаться принципа: любая работа, которая направлена на проявление личного опыта ученика, может проводиться только по его желанию. Если школьник не намерен обсуждать какие-то личные проблемы, педагогу не стоит затевать такой разговор.
Некоторые педагоги придерживаются той точки зрения, что жизненный опыт детей и семей вообще не может быть вынесен на обсуждение, поскольку он в чем-то негативен. Наталья Ершова, как и другие члены уральского коллектива авторов нового курса обществознания, считает, что это возможно, если сам ребенок захочет это сделать. При этом задача педагога – вести даже самые нелегкие разговоры в позитивном ключе, помочь ребенку увидеть какой-то просвет, наметить какой-то выход из трудной ситуации.
К примеру, сейчас в классах много ребят из неполных семей. Стоит на уроках обществознания говорить о неполных семьях или нет? На уроке Натальи Ершовой такой разговор произошел, но учительница не предлагала детям рассказывать о том, как сложилась жизнь их семей. Разговор начался издалека, с поездки в деревню Коптелово, где находится известный в округе музей труда и быта уральских крестьян, главная достопримечательность которого – изба бабы Кати. Если верить книге «Режевские сокровища», это старейшее на Среднем Урале здание, срубленное одним топором, без пил и рубанков. Здесь ребята узнали, что последняя хозяйка избы – баба Катя – была восемнадцатым членом семьи. И естественно, у ребят возникли вопросы: «Как они тут все помещались?», «Почему тогда были такие большие семьи?» И постепенно в завязавшейся беседе у школьников появилось понимание, что семейные традиции меняются с течением времени. Затем обсуждение темы продолжилось на уроке, и учительница спросила ребят: «Как вы думаете, а какая семья теперь может называться традиционной? Может быть, та, в которой есть мама, папа и ребенок? Но много ли таких семей сегодня?» В ответ поднялось не много рук: было видно, что представители полных семей – это явно не большинство класса. «Значит, сейчас традиции семьи надо искать в чем-то другом? В чем же?» Ребята предложили разные варианты и в результате дальнейшего обсуждения пришли к выводу, что самое главное в семье – это отношения между людьми, которые живут вместе.
Здесь можно спросить: а как в этот момент будут чувствовать себя ребята, у которых есть проблемы в отношениях с близкими? «У нас есть и такие дети, – рассказывает Наталья Ершова. – И как это ни удивительно, те, у кого более серьезные проблемы в семье, часто первыми включаются в разговор и задают много вопросов. А если кто-то не решается что-либо спросить на уроке – они присылают вопросы по электронной почте…»
Почему же ребята так открыты на уроках Ершовой? Может быть потому, что чувствуют интерес самого учителя к исследованию реальности, в которой он живет вместе со своими учениками? Кстати, Елена Прямикова убеждена, что безразличный к детям, формально относящийся к своей работе учитель не возьмет их авторские программы, поскольку они требуют «больших вложений». И «поэтому нельзя учителей обязывать работать по этим программам».
Сама Наталья Владимировна считает, что здесь большую роль играет возможность выбора: ребятам надо везде предоставлять право выбирать – в общении, толковании, поведении. Когда у ребенка есть выбор, он чувствует себя свободнее и раскрывается.

Когда нечего желать…

Одна из наиболее острых тем – социальное неравенство. Как построить разговор об этом, чтобы он получился не фальшивым, не поставил кого-то в неловкое положение? И надо ли? Понятно же, что у ребенка, который родился в семье с более высоким уровнем образования и материального достатка, изначально другие стартовые возможности. С этим ничего поделать нельзя. Так может быть, эта тема относится к разряду «антипедагогических» и учителю лучше ее не трогать?
С точки зрения Натальи Ершовой, непедагогичным будет поведение учителя, который старается обходить подобные темы. Ведь это означает, что он смотрит на ребенка из неблагополучной семьи как на человека, который обречен быть социальным аутсайдером. В глазах такого учителя этот ребенок имеет мало шансов на социальный успех. Но ведь это же неправда!
«Социальное неравенство – это данность, так устроен мир, – говорит Наталья Ершова. – Но мир меняется, и если когда-то у людей из низших слоев почти не было возможностей подняться «наверх», то сейчас этих возможностей стало гораздо больше. И это надо понимать, как и то, что каждый может содействовать позитивным изменениям. Кроме того, не бывает так, чтобы жизнь бедной семьи состояла из одних минусов, а жизнь богатых – из одних плюсов. Другое дело, что в неблагополучной семье более высок риск появления у ребенка психологии неудачника и мы – учителя – должны постараться не допустить этого, а значит, нам надо расширить представление детей о многообразии мира». С этой целью детям было дано следующее задание: на различном материале провести исследование «О чем мечтают дети из богатых и бедных семей». Вот размышления одной из учениц: «Ребята из бедных семей мечтают об игрушках, модной одежде, мобильных телефонах. Все это есть у детей из богатых семей. О чем же им тогда мечтать? Может быть, о родительской любви? Может быть, родители слишком заняты и далеки от них, а им одиноко и скучно». А другой ученик пришел к такому выводу: «Вообще когда у человека есть много денег и он может осуществить любую мечту, то у него мечты не остается, ему желать нечего».

Постепенное восхождение

Поскольку понимание развивается на основе интерпретации различных явлений с разных точек зрения, главный акцент авторы нового подхода рекомендуют сделать на исследовательской деятельности учеников и других активных методах обучения. Выбирая тему исследования, учителю следует стремиться к тому, чтобы связать ключевые теоретические понятия курса обществознания с уже имеющимися у школьников знаниями и личным опытом учеников. Например, можно предложить ребятам провести исследование «поля своего потребления». Но не просто описать товары и услуги, которыми пользуется ученик, а попытаться проанализировать, какие факторы оказали влияние на выбор конкретных товаров.
Очень важна постепенность перехода от простых к более сложным и «далеким от опыта» вещам. Скажем, в 6–7 классах занятия можно строить вокруг обсуждения вопросов межличностного взаимодействия: осознания себя как участника социальной жизни; выстраивания отношений со сверстниками и взрослыми; образования различных групп (компаний); разрешения конфликтных ситуаций. В 8–9 классах можно перейти к анализу так называемых практик институционального регулирования (семья, образование, общественное производство). В 10–11 классах жизнь человека может рассматриваться уже в самом широком социальном контексте (как строится биография человека в современном обществе, что это общество из себя представляет, как оно развивается).
«Сначала ребята приходят к пониманию, что существуют разные позиции, которые можно принимать, не разделяя их, – приводит пример восхождения к новым смыслам Наталья Ершова. – Затем возникает понимание, что человек может находить себе единомышленников в каких-то делах. Потом – что единомышленники могут обсуждать не только вопросы досуга, но и заниматься общественной деятельностью, например, создавать общественные объединения, партии. В шестом классе у ребят проходит первая экскурсия на избирательный участок. В 7-м у них уже идет деловая игра «Выборы» с дебатами, с образованием игровых «партий». А в девятом классе эту же игру ребята провели для других детей: участниками «Выборов» там были восьмиклассники и девятиклассники из параллельного класса». И совсем не обязательно, что все ученики Натальи Ершовой станут активными общественными и политическими деятелями. Главное в другом: в развитии общего кругозора, организационных, коммуникативных и других умений, из которых и складывается социальная компетентность

Статья опубликована при поддержке компании "ООО Ломторг". Лом черных металлов цена, продажа заинтересованным лицам и покупка у физических и юридических лиц без накруток, вывоз металлолома в Москве. Узнать подробнее о компании, её производственных площадках, ценах, контакты и оставить заявку на вывоз Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://metallolomindustriya.ru/.

Рейтинг@Mail.ru