ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
На шесть модулей рассчитайсь!
Религия в школе. Нравственное воспитание. Почему одни из самых, может быть, сложных вопросов в образовании разрешаются по начальственному распоряжению и в авральном режиме?
С 1 апреля в 19 субъектах РФ начался эксперимент по преподаванию «Основ религиозных культур и светской этики» (сокращенно – ОРКСЭ). Новый курс включает 6 модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, а также основы мировых религиозных культур и светскую этику. Один из модулей изучается школьником с его согласия и по выбору его родителей. А блоки, посвященные патриотическим ценностям, межкультурному
и межконфессиональному диалогу как фактору общественного согласия, будут преподаваться для всего класса.
На новую дисциплину отведено по 2 часа в неделю в последней четверти 4 класса и первой четверти 5 класса. Эксперимент рассчитан на 2 года. Оценки за изучение нового предмета ставить пока не будут.
Итак, эксперимент стартовал, и решение президента, принятое летом 2009-го, воплощено в жизнь. Но какой ценой это было достигнуто?
Фронтовые будни
Публикация статьи произведена при поддержке детского оздоровительного лагеря «Орленок». Летний детский лагерь «Орленок» - это живописная природа, насыщенная досугово-воспитательная программа и обладающие большим опытом работы профессиональные педагоги, которые помогут Вашему ребенку отдохнуть от школы, приобрести новые и интересные знакомства, укрепить организм и развить его таланты. Узнать больше про предоставляемые виды детского отдыха и задать вопрос в профком лагеря можно на официальном сайте детского оздоровительного лагеря «Орленок», который располагается по адресу http://www.dol-orlenok.ru
Подготовка специалистов началась только в январе этого года на базе Российской академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО). Тренеры (или тьюторы, консультанты) – всего более 1000 человек, – на «скорую руку», за 72 часа (8 дней по 9 часов) обученные в Москве, в марте приступили к подготовке педагогов в пилотных регионах. Всего они передали знания 15 тысячам человек.
Ректор АПКиППРО Эдуард Никитин сравнил эту ситуацию с фронтовой, когда лейтенантов в начале Великой Отечественной войны готовили за три месяца в тылу, а потом отправляли на передовую.
Преподаватели новой дисциплины должны знать все шесть компонентов курса, и религиозные, и светские, поскольку, как уже отмечалось выше, им предстоит проводить совместные уроки, на которых дети будут обмениваться полученной информацией.
Учебники по основам четырех традиционных религий разработаны в едином ключе и связаны общими темами – любовь, добро, зло, милосердие, честность, семья и т.д. Они выполнены красочно, с учетом возраста учащихся, со многими иллюстрациями. Учебники имеют электронное сопровождение, где учитель может почерпнуть дополнительную информацию к урокам. Для родителей выпущена специальная брошюра, в которой разъясняются цели и задачи нового курса.
И все это было бы здорово, если бы эта литература была выпущена хотя бы за месяц-два до начала эксперимента. Но в пилотные школы книги поступили в авральном режиме – буквально за несколько дней до начала занятий. Таким образом, ни педагоги в период обучения на курсах повышения квалификации, ни родители, которых обязали сделать выбор одного из модулей еще в сентябре 2009 г., учебников не видели и не имели четкого представления о новом предмете.
Не удивительно, что в настоящее время, когда ситуация несколько прояснилась, все больше родителей в пилотных территориях обращаются с просьбой пересмотреть сделанный ими выбор в пользу другого модуля. По словам руководителей Минобрнауки, это возможно будет сделать в первой четверти следующего учебного года.
Все это организационные издержки, связанные с понятным стремлением чиновников запустить нововведение в обозначенные президентом сжатые сроки.
Но есть еще и серьезные идеологические расхождения: не случайно весь подготовительный этап сопровождался конфликтами и скандалами.
Скандалы, интриги… и заговоры
«Я понимаю, что этот курс будут ругать: для одних он окажется недостаточно религиозным, для других – недостаточно светским, но важно то, что он представляет разнообразие мнений», – заявила руководитель Межведомственного координационного совета по подготовке эксперимента (в его состав входили ученые и представители религиозных организаций) заведующая кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета СпбГУ Марианна Шахнович.
Примечательно, что первоначальные тексты учебников по всем модулям, за исключением основ мировых религиозных культур, подверглись разгромной критике экспертов из Института философии РАН. По четырем религиозным модулям – за явную миссионерскую направленность, по светской этике – за сырость, академический стиль, неприемлемый для детей 10–11 лет, и несоответствие элементарным научным требованиям.
Черновой вариант книги по светской этике, написанный всего за один месяц и представленный в январе (!) редакторам издательства «Просвещение», вызвал множество замечаний и исправлений, с которыми категорически не согласился один из авторов – Вадим Перов. В знак протеста он отказался продолжать работу над книгой, чем поставил под угрозу весь эксперимент, поскольку светская этика была изначально задумана как основной модуль комплексного курса. Протодиакон Андрей Кураев, один из авторов учебника по ОПК, поспешил обвинить чиновников в заговоре и намеренном срыве «духовно-нравственного» нововведения и даже сам предлагал написать самый светский из всех учебников. Правда, его помощь не потребовалась: неоконченный труд завершили специалисты издательства.
«Учебники получились разные по качеству: четыре конфессиональных модуля написаны авторами с любовью к предмету, а учебники по истории религий и светской этике написаны без души», – считает Кураев.
Тем не менее этот учебник выбрали большинство родителей, поэтому и тираж оказался самым многочисленным – 123 тыс. из 300 тыс.
Позднее священник в жестких выражениях отчитывал руководителей органов управления образованием пилотных регионов – за «саботаж и фальсификацию результатов родительского выбора». В конце марта он лично побывал во всех 19 территориях, где выступал перед учителями и управленцами.
Особое возмущение Андрея Кураева и всех представителей РПЦ вызвала ситуация в Пензенской области, где родители выбрали только два «нейтральных» модуля – основы мировых религиозных культур и светскую этику.
«Мы уважаем
свободный выбор родителей»
Мы обратились за разъяснениями в Министерство образования Пензенской области.
Вот что рассказала нам начальник отдела общего образования Ирина Барыкина: «В начале сентября 2009 г. мы предложили муниципальным органам управления образованием провести родительские собрания с тем, чтобы узнать, какие модули им более интересны.
Когда свели воедино всю информацию, оказалось, что это два модуля – светская этика и основы мировых религиозных культур. Это свободный выбор родителей, и мы его уважаем».
«В том, что родительские собрания проходили и результаты голосования участников занесены в протокол, в этом можете не сомневаться», – подчеркивает И.Барыкина, по словам которой, сотрудники Минобразования Пензенской области лично выезжали в районы для проверки документов.
При этом наша собеседница поясняет, что «преподаванию ОПК в школах области всегда уделялось большое внимание: в некоторых районах этот курс изучают сто процентов детей».
Ситуация в пилотных регионах сложилась самая разнообразная. Например, в Тамбовской и Тверской областях ОПК выбрали большинство родителей – соответственно 55% и 62%, светскую этику – чуть более трети, а основы мировых религиозных культур – 6–7%, основы исламской культуры – менее 1% от общего числа учащихся, основы буддизма и иудаизма не выбрал никто. Массовый выбор ОПК в этих территориях объясняется тем, что этот предмет до начала эксперимента преподавался здесь в рамках регионального компонента, в отличие от Красноярского края, где он изучался лишь в 16 образовательных учреждениях.
Поэтому 58% родителей этого крупнейшего сибирского региона выбрали светскую этику, 21% – основы мировых религиозных культур, 19% – ОПК, 0,9% – ислам, по 0,1% – иудаизм и буддизм.
По словам главного специалиста Минобрнауки Красноярского края Любови Череповой, на территории региона проживают около 130 различных национальностей, поэтому к отбору учителей для преподавания новой дисциплины здесь отнеслись особенно тщательно.
Наличие высшего гуманитарного образования, терпимость, демократичность, авторитет среди учащихся – вот основные критерии, которые предъявлялись к педагогам и которые, по словам Л.Череповой, закреплены в рекомендательных письмах Минобрнауки Красноярского края.
Но, как известно, письма – письмами, а практика – практикой.
«Отобрать учителей очень и очень сложно, особенно в сельских малокомплектных школах, где специалистов и так не хватает», – призналась ректор Института повышения квалификации работников образования Тамбовской области Ирина Шеширина.
Как в этой ситуации будут обеспечены право выбора учащихся и качество преподавания?
По словам И.Шешириной, «все учителя закреплены за тренерами, проходившими подготовку в Москве, к которым в случае затруднений можно будет обратиться за консультацией; если тренер не сможет ответить на вопрос, значит, будем звонить в Москву».
В целом представители пилотных территорий не высказывают опасений по поводу введения нового курса, полагаясь на квалификацию педагогов и на выездные инспекции в школы, призванные проконтролировать в том числе соблюдение принципов светскости и толерантности преподавания, а также отношение учащихся к новому курсу.
Кроме того, в каждом пилотном регионе планируется создать координационные советы, в задачи которых входит мониторинг эксперимента.
Лучше вместе, чем порознь
Несмотря на бодрые заявления организаторов нововведения о том, что оно является «тестом на демократическую и гражданскую состоятельность нашего современного общества», многие специалисты продолжают настойчиво напоминать о рисках, связанных с разделением детей для изучения различных модулей.
«Я пришла в этот проект и завершаю его с убеждением, что большинству наших граждан – детей и их родителей – курс истории мировых религиозных культур гораздо понятнее и ближе всех остальных», – подчеркнула Марианна Шахнович в своем недавнем выступлении в агентстве «Интерфакс».
Такого же мнения придерживается президент общественной организации «Право ребенка», член Комиссии Общественной палаты по социальным вопросам и демографической политике Борис Альтшулер. Одобряя духовно-нравственное воспитание, он в то же время подчеркивает, что «разделение учеников на группы противоречит принципам дружества, братства, взаимопомощи».
«С введением нового курса ксенофобия хлынет в школы широкой рекой», – считает сопредседатель совета Института свободы совести Сергей Бурьянов.
«Например, – считает эксперт, – на Северном Кавказе на волне не вполне адекватной государственной политики, направленной на поддержку «правильных» течений в религии, конфликт проникает в школу».
Зато заместитель министра образования и науки Исаак Калина выражает полную уверенность в успехе начинания.
«Мне бы хотелось, чтобы эксперимент закончился не компромиссом, а победой общества. Над кем? Не знаю. Может быть, над самим собой», – туманно заметил чиновник.
В то же время оппоненты надеются именно на компромисс, то есть, как уже отмечалось выше, на введение общего курса по основам разных религий. Однако это маловероятно на фоне заявлений представителей РПЦ о том, что они хотели бы более активно участвовать в определении сроков эксперимента, в подготовке и отборе учителей по новому предмету.
Кто победит в затянувшемся споре, пока неясно. Но очень жаль, что в конфликт рискуют быть втянуты дети и педагоги, а результаты эксперимента могут оказаться диаметрально противоположными гуманным замыслам организаторов.