ПСИХОЛОГИЯ ВЫБОРА
Детские интересы на карте эмоций
Если склонности ребенка отчетливо не выражены, то это вовсе не означает, что он «неспособный»
Психологи не устают напоминать, что всякий ребенок даровит,
что нужно помочь раскрыться его способностям. Но способности
по большей части понимаются родителями достаточно узко – только как дар к искусствам и науке. Если у ребенка рано проявились устойчивые склонности, то есть интерес к определенному делу в сочетании
с горячим желанием заниматься этим делом, то он сам ищет возможности реализовать свое желание. Родителям остается только поддержать
его и порадоваться успехам.
Труднее помочь тому, о ком родители говорят в сердцах: «Вообще ничем не интересуется!» Скорее всего такой ребенок уже приобрел неудачный опыт занятий в разных кружках и секциях, нигде не прижился, не увлекся, всё оказывалось «не по нем». А как он попадал в эти секции? Случайно, заодно с приятелем, «методом тыка»?
Чтобы дать продуктивную подсказку ребенку, особенно после ряда неудач, нужно внимательно присмотреться к его эмоциональному миру и определить преобладающую положительную эмоцию. Каждый человек в той или иной мере способен к переживанию всего разнообразия чувств. Но в эмоциональной области есть и большие индивидуальные отличия. Что доставляет ребенку наибольшее удовольствие? Иначе говоря – как выглядит «эмоциональная карта» его личности?
Психологи выделяют десять типов положительных эмоций. Направлять поиск надо в соответствии с тем, какая из них проявляется у ребенка особенно ярко.
1. Альтруистические эмоции возникают из желания помогать, опекать, заботиться, быть защитником, покровителем. Если в эмоциональном мире ребенка преобладает эта эмоция, надо направить его туда, где у него будет возможность «повозиться» с теми, кто в нем нуждается. Это может быть и школа вожатых, где надо будет заботиться о младших ребятах, и клуб юных натуралистов, где придется «опекать» зверей и птиц в «живом уголке» или отвечать за растения на опытном участке. Старшеклассникам можно попробовать себя в волонтерской деятельности.
2. Глорические эмоции (от латинского слова «gloria» – слава) связаны с потребностью в самоутверждении, с желанием завоевать признание. Дети, для которых характерны эти эмоции, наибольшее удовольствие получают тогда, когда становятся предметом всеобщего внимания и действуют самостоятельно. Чтобы эта положительная по сути своей эмоция не превратилась в постоянную озлобленность уязвленного самолюбия, надо предоставить ребенку возможность потрудиться ради признания и успеха. Его эмоциональной потребности соответствуют театральная студия, школа юных журналистов, телевизионщиков, все виды спорта, где участники состязаются один на один.
3. Коммуникативные эмоции возникают на основе желания общаться, делиться мыслями и переживаниями, постоянно находиться в процессе взаимодействия со сверстниками. Детям с повышенной жаждой общения прямая дорога в творческий коллектив – театральную студию, танцевальный ансамбль, «клуб веселых и находчивых», дискуссионный клуб, клуб знатоков, в командные виды спорта, на брейн-ринг.
4. Праксические эмоции – это радость от дела своих рук, удовлетворение успешно завершенной работой. Ребенку с преобладающими праксическими эмоциями важно видеть результаты своего труда в виде конкретного предмета: «Вот что я сам сделал!» Его эмоциональному складу соответствуют технические и художественные кружки, которые предоставляют такую возможность – конструирования, моделирования, рукоделия, кулинарии, дизайна, различных ремесел и народных промыслов.
5. Эмоции борьбы и риска (в научной литературе они носят название «пугнических») влекут ребенка к опасным приключениям, острым переживаниям. Удовлетворить эти потребности могут занятия туризмом, альпинизмом, силовыми видами спорта, парашютным спортом, верховой ездой, а также работа в школе юных криминалистов. Если не дать ему возможности реализовать жажду острых ощущений в позитивной деятельности, ребенок, а особенно подросток дает выход этим эмоциям в рискованных уличных приключениях.
6. В основе романтических эмоций лежит тяготение ко всему необычайному, удивительному, чувство «чудесности мира», желание оторваться от повседневности. Школьникам, которые тянутся к «чудесам» и тяготятся обыденностью, можно посоветовать астрономический или археологический кружок, краеведческий туризм, историко-реставрационные работы, театральную или цирковую студию, фото- и кинообъединения.
7. Гностические эмоции (от греческого слова «gnosis» – знание) связаны с познавательной деятельностью. Ребенок с преобладающими гностическими эмоциями умеет удивляться и хочет докопаться до сути того, что его удивило. Он сможет найти себя в научно-исследовательских кружках, в клубе юных эрудитов, в группах «мозгового штурма».
8. Эстетические эмоции, которые возникают под влиянием произведений искусства или созерцания природы. Ребенок с сильными эстетическими эмоциями потянется в литературный или искусствоведческий кружок, заинтересуется творческими занятиями, в школе экскурсоводов, с удовольствием поможет организовать вечер поэзии.
9. Гедонистические эмоции основаны на удовлетворении потребности в душевном и физическом комфорте. Если на душевной палитре преобладают эти эмоции, ребенка не увлекут никакие состязательные виды спорта, его не потянет ни к победам, ни к рекордам, а понравятся аэробика, шейпинг, бассейн, танцевальный кружок. Его могут заинтересовать те виды деятельности, которые связаны с модой и эстетикой внешности – дизайн одежды, школа начинающих визажистов или парикмахеров. Близки ему и те занятия, которые посвящены красоте и удобству быта, – домоводство, кулинария, флористика.
10. Приобретательские эмоции (в научной литературе они называются «акизитивными») выражают интерес к накоплению вещей, выходящий за пределы практической необходимости. Если у ребенка наиболее развиты эти эмоции, их нужно направить в русло познавательного коллекционирования – кружки филателистов, филокартистов, библиофилов, нумизматов, минералогов ждут юного «накопителя». Эмоционально близки ребенку также фотографический или кинематографический кружок и музейная работа. Не находя позитивного применения, эти эмоции тоже представляют определенный риск, так как могут сформировать «шопоголика», который требует купить очевидно ненужную ему – двадцатую по счету – модную майку, приобретение которой вызовет лишь минутное удовольствие.
Нередко бывает так, что родители правильно определяют ведущую эмоцию сына или дочери, но… осуждают ее. И пытаются исправить «эмоциональную карту» ребенка, специально записывая его в секции, которые противоположны его внутреннему настрою. Школьника с преобладающими эмоциями борьбы и риска заставляют ходить в школу флористики и дизайна, а юного «гедониста» или «приобретателя» записывают в футбольную команду. Родителей можно понять, но это тупиковый путь.