Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2010
Третья тетрадь
Детный мир

Почти все трудности с детьми связаны с тем, что ребята не доверяют взрослым

Симон Соловейчик. Из книги «Педагогика для всех»

Постоянный спор: как чувства влияют на знания? Как знания действуют на чувства?
Человеческий мозг, в отличие от машинного, без души работать не может. Если мы войдем усилием памяти так далеко, как сможем, вспомним первые проблески своего сознания, каждый обнаружит, что он и в ту пору был примерно тот же человек, что и сегодня. Чувства созревают, душа зреет, но она одна на всю жизнь, в ней подлинная суть человека. И хватит нам все мерить информацией. Самое ценное, самое важное, что определяет всю жизнь человека, – его душа. Душа – самое дорогое: с рождения, еще до ума образовалась она во мне, в виде самых первых, простейших, желаний возникла и живет во мне.
Цельность души – цельность внутреннего мира. Но во внутреннем мире есть лишь то, во что человек верит. Верит он, что в мире есть красота и честность, – это есть и в его внутреннем мире. Не верит – совсем другой мир в нем. Вера – своего рода материал, из которого выстроен внутренний мир. Надежда – план, маршрут его движения. Вера и надежда – это не то, что чувства, воля, мысли. Не то, на что в первую очередь обращают внимание. А между тем именно от способности верить и надеяться полностью зависят и чувства, и воля, и мысли. Полностью.
На мой взгляд, одна из серьезных причин неудач в воспитании – признание чувства после ума и воли. Вера же и надежда не признаны совсем. Но почти все, если не все, трудности с детьми и подростками связаны с тем, что ребята не доверяют взрослым, не верят их словам, не надеются на них.
Воспитывать таких детей практически невозможно: они бессердечны и не знают пределов безжалостности. Но и всюду, где одно только знание, где вера и надежда потесняются, там падает мораль. Это знает каждый учитель.
Только силы веры, любви и надежды бесконечны, все другие рано или поздно иссякают. И только в детстве можно дать ребенку эти бесконечные силы. Нет их – все распадается, и сразу появляется необходимость в механизмах принуждения, внутреннего и внешнего.
Но по обычным нашим представлениям, есть чувства и есть господствующий над ними ум. Бывает, родители чуть ли не с колыбели стараются не упустить случая указать сыну, как дурно люди поступают, как дурно устроена жизнь, – чтобы знал. На деле мы таким образом сначала сами подрываем веру в мир, а потом начинаем развращенного нами ребенка «воспитывать».
Нет, мы должны научить маленького человека трудом души поддерживать веру, не впадать в безверие, не падать духом. И пусть будет бодрый и энергичный, веселый тон домашней жизни. Пусть наши дети никогда не отчаиваются. Ведь разум – составная часть веры.

 

Рейтинг@Mail.ru