Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ


Меркулов Филипп

Домашнее задание как творческая работа

Задача педагога – наполнить эту работу смыслом и предложить такие формы, которые были бы ученику и по силам, и по душе

Многие педагоги и родители ведут яростную войну за выполнение детьми домашних заданий, настаивая на священной важности этого элемента обучения. Впрочем, в педагогических рядах нет единства в данном вопросе. Некоторые учителя, напротив, видят в домашних заданиях больше вреда, чем пользы, и предлагают вовсе отказаться от них. По крайней мере дать ребятам право самим решать, чем заниматься после окончания обязательных занятий. Как всегда, истина где-то посередине. В любом случае, заканчивая урок традиционной фразой «Запишите домашнее задание», преподаватель должен понимать, какие цели он в каждом конкретном случае ставит перед учениками, какие трудности в их жизни создает и как может помочь в решении возникающих проблем.

 

Две стороны медали

Негативные последствия школьных домашних заданий с легкостью назовет и взрослый, и ребенок. Плюсы менее очевидны. Связь между добросовестной работой дома и учебными успехами не абсолютна. Сколько мы знаем способных лентяев-отличников и старательных троечников? Закрепление пройденного материала, тренинг приобретенных навыков, честно говоря, не обязательно выносить за рамки урока.
Но есть более важные функции у домашнего задания. К примеру, дать детям возможность выполнить творческую, исследовательскую работу. Не в классе, где все шумят и отвлекают. А в уютной обстановке, не ограничивая себя так строго во времени, пользуясь любыми источниками информации, консультируясь с родителями в том числе. Такое домашнее задание – это еще и возможность серьезно поговорить с ними о чем-то небытовом.
Домашние задания – тренировка навыков самостоятельной работы. Ученик сам планирует время, определяет последовательность действий, оценивает свои возможности, учится обращаться за помощью, искать разнообразные ресурсы для выполнения поставленной задачи. Он сам принимает множество решений и сталкивается с последствиями своих поступков. Это тренировка волевых качеств.
В процессе выполнения домашних заданий ребенок постепенно начинает понимать свои особенности, удобные лично для него способы деятельности. Он учится осознанно работать со своими проблемами, развивать достоинства. Полезно время от времени разговаривать с ним о том, как он делает уроки, что вызывает трудности, как он с ними справляется. Школьник учится присматриваться к себе, думать о себе.
Домашние задания расширяют пространство обучения за пределы школы. Оказывается, читать, писать можно и дома. Приходится создавать для этого рабочее место. Тоже плюс.

Смысл и форма

Необходимость садиться вечером за уроки вызывает у детей, особенно у подростков, протест потому, что они не видят в этом сидении никакого смысла. Задача педагога – наполнить самостоятельную работу смыслом и предложить такие формы, которые были бы ученику и по силам, и по душе.
Самый эффективный вариант – помочь каждому ребенку сформулировать по результатам контрольной работы свои индивидуальные ошибки, понять, в чем проблема, и дать индивидуальные задания, чтобы дети могли тренироваться именно в том, что у них пока плохо получается. При этом педагог должен быть уверен, что дома у школьника есть все необходимое, чтобы задание выполнить: необходимые материалы, справочники, памятки, прописанные алгоритмы действий (или дать ребенку все необходимое).
Часто необходимым ресурсом становится помощь консультанта. Не всегда учителю нужно брать на себя эту миссию. Иногда одноклассник (или старшеклас­сник) объяснит тему лучше, чем преподаватель. В некоторых странах в школах по вечерам открываются клубы по выполнению домашних заданий. Там ребята помогают друг другу делать уроки. Самые активные помощники и те, кто в течение недели, к примеру, выполнял все задания, получают заранее оговоренные бонусы от преподавателей (от мелких сувениров до хороших оценок в журнале). Подобный клуб может устроить у себя дома и родитель, разрешив ребенку пригласить домой после уроков небольшую компанию для совместной работы.
Не всегда есть возможность составить индивидуальные задания для каждого ученика. Тогда спасение в придумывании нескольких вариантов с объяснением смысла каждого. А право выбора – за школьником. Он предпочтет задание для развития логического мышления (вариант «Детектив»), творческих способностей («Фантазер»), умения обобщать («Философ»), собирать и структурировать информацию («Старатель») или примется отрабатывать заданный алгоритм («Труженик»)? Заранее промаркированное задание (не по степени сложности, а по смыслу) дает возможность обсуждать основания выбора, а значит, личные цели ребенка, его приоритеты.
Интегрированные задания (одно по нескольким предметам сразу) увлекают учеников необычностью, дают шанс проявить умения в новой ситуации, еще и время экономится.
Нетрадиционные задания (не по учебнику) интересны ученикам, но непонятны родителям. Если школьник пока не может обойтись без помощи семьи, лучше предложить ему что-то попроще.
Бывает полезно спросить детей, какое задание они сами считали бы нужным дать себе исходя из логики урока или личных интересов. Какое задание они точно могли бы сделать, чтобы подготовиться к следующему уроку или закрепить предыдущий. Выслушаем ответ, каким бы он ни был поначалу. Выскажем свои возражения, попытаемся прийти к компромиссу. Так мы тренируем и предметные навыки, и социальные. К тому же самостоятельно изобретенное задание психологически выполнять легче и приятнее. И ответственность за него чувствуется острее – свое все-таки.
Не стоит бояться, что дети ничего не захотят. Они в большинстве своем люди разумные и сознают необходимость учиться. А некоторым даже интересно.

Подпорки

Каким бы изобретательным и эффективным ни было домашнее задание, всегда найдутся слишком слабовольные, тревожные или слишком занятые неурочными делами дети. Как минимизировать риск уклонения от долга?
В первую очередь сообщаем детям ясные критерии качества (как ты сам можешь понять, все ли ты сделал и насколько правильно: размер, ключевые слова, ответы в решебнике), формы и сроки проверки (неожиданные инспекции как-то не очень красиво выглядят).
Особенно настаиваем на регулярной домашней работе, не делая исключений даже в том случае, если задание ребенку объективно непосильно (проболел, отстал): «Не можешь написать сочинение, спиши ключевые цитаты без ошибок, а комментарии потом вместе напишем. Сделай реферат».
Исследования убеждают нас в том, что учебные успехи зависят в первую очередь именно от регулярности самостоятельной работы (итоговые тестовые баллы у неустанных тружеников на 60% выше, чем у тех, кто занимается дома от случая к случаю, пусть и до глубокой ночи).
Чем старше дети, тем эффективнее они работают над большими заданиями, рассчитанными на долгое время: неделя, месяц, четверть. Естественно, с необходимостью знакомить педагога с промежуточными результатами.
К тому же долговременное домашнее задание дает возможность распределить силы. Слишком велики нагрузки старшеклассников, чтобы они успевали каждый день делать все уроки. А так – составляем график (можно раскрасить дни разноцветными карандашами, присвоить предметам графические символы): в среду делаем математику на четверг, а русский оставляем на пятницу. День домашних заданий по географии – вторник. Если помочь ребенку разумно распланировать свою неделю, меньше будет бессонных ночей и нерешенных задач. И родителей стоит ввести в курс дела, чтобы они точно знали, в какие тетрадки заглядывать по четвергам.
Дети ощущают полезность выполненных дома работ, если урок начинается с опоры на домашние заготовки. Не с проверки, а с использования их. Скажем, задано сделать карточки по теме – начинаем урок с заполнения карточек соседа. Задано придумать вопросы – тут же записываем их, превращаем в шпаргалку для контрольной. Вообще, по мнению ученых, задания, подготавливающие ребенка к следующему уроку, эффективнее обычных тренинговых упражнений.
В конце урока можно начать делать домашнюю работу. Ребенку потом проще продолжить начатое, чем приниматься за дело с нуля. К тому же учитель по первым шагам увидит, кто испытывает те или иные трудности, и сможет быстро что-то подсказать. Или одноклассники помогут.
Для многих учеников такая система – стимул работать эффективнее: чтобы дома ничего не доделывать.
Понимая, сколько негативных последствий у домашних заданий, всячески их минимизируем (не списывать учебник, а заполнять рабочие тетради, отксеренные листы). Задаем, ориентируясь не на стремительных детей, а на медлительных. По ним проверяем, укладывается ли наше задание в существующие нормативы.
Конечно, если у ребят есть альтернатива домашним заданиям в виде насыщенной культурной, интеллектуальной жизни после уроков, можно было бы и отказаться от многих упражнений. Однако, к сожалению, для большинства учеников наши задания – единственная образовательная деятельность за стенами школы. А давно известно: чтобы быть успешным в школе, ребенку нужно еще что-то кроме школы.

Может пригодиться

Предложите ученикам, испытывающим трудности с выполнением домашних заданий, ответить на вопросы анкеты. Это поможет вам получить представление о том, что мешает ребенку работать самостоятельно, и в то же время даст материал для разговора с учеником о том, какие изменения в формах работы, в отношении к ней помогут ему исправить ситуацию.

1. Составляю ли я, хотя бы мысленно, список того, что надо сделать, перед тем, как сесть за уроки? Определяю ли очередность выполнения заданий? (всегда, время от времени, редко)___________________
2. Учитываю ли степень обязательности и срочности каждого задания? (всегда, время от времени, редко)______________
3. Что оставляю на последний момент: самое сложное? Скучное? Легкое?______
4. Понимаю ли я, сколько времени уйдет на то или иное задание? (всегда, время от времени, редко)___________________
5. Может ли нежелание наверстывать упущенное заставить меня сделать работу заранее? (всегда, время от времени, редко)________________________________
6. Как я повторяю материал перед контрольной: что-то недавно пройденное? Самое понятное? Вызвавшее трудности? Тренируюсь ли выполнять аналогичные задания по учебнику?_________________
7. Сколько раз в неделю я не сажусь за уроки?_____________________________
8. Я понимаю свои записи в дневнике и, чтобы узнать домашнее задание, не должен звонить одноклассникам, вспоминать? (всегда, время от времени, редко)___________________________
9. Читая новый параграф, делаю ли я пометки, чтобы выделить главное, запомнить? Записываю ли я возникающие в ходе чтения вопросы? (всегда, время от времени, редко)__________________________
10. Повторяю ли я правило, теорию перед решением задач, выполнением упражнений? (всегда, время от времени, редко) ____________________________
11. Я откладываю момент выполнения домашнего задания «до последнего», а не сажусь тогда, когда запланировал? (всегда, время от времени, редко)______________
12. Легко ли я отвлекаюсь? Если меня прервали, могу ли я вернуться к работе? (всегда, время от времени, редко)_______

Рейтинг@Mail.ru