КОНТРОЛЬНАЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Цена правильного поведения
Ученые выявили: жесткий контроль пагубно влияет на здоровье детей
Некоторые педагоги думают, что главное – власть над учениками. Для этого надо как можно строже контролировать их действия. Однако ребенок при этом испытывает колоссальный дискомфорт. И поскольку у него нет достаточно силы (власти) сопротивляться, он сдается. Ведет себя «приемлемо», но какой ценой: у него вырабатывается нездоровая «депрессогенная» установка.
Между тем ученые выявили: жесткий контроль и случаи психологического насилия пагубно влияют на здоровье детей. Испытанный в детстве стресс способствует серьезным изменениям в работе мозга и сильно коррелирует с развитием хронической депрессии во взрослой жизни. По данным же Всемирной организации здравоохранения, именно хроническая депрессия является новой, стремительно распространяющейся болезнью. Она становится наиболее частой причиной нетрудоспособности и, по прогнозам экспертов, претендует на статус чумы XXI века.
Вы просто представьте себе масштабы вытесняемой и перенаправляемой внутрь себя агрессии, когда человек не может ни вытерпеть, ни изменить ситуацию!
…У ребенка высокая самооценка, но вот его переводят в спецкласс, где и другие дети очень способны. Он не лучший! Он теряет доверие к себе и попадает в замкнутый круг: его самооценка уменьшается, и его успешность при этом автоматически ухудшается. Снижается самооценка, появляется синдром «выученной беспомощности», человек начинает полагать, что единственный способ справиться с ситуацией – это «выйти из игры». Скажете, при чем тут взрослые? Но разве не они научили отождествлять успешность с превосходством? Дали установку на ценность завышенной самооценки?
…У учителя нет сомнения в том, что быть «требовательным и справедливым» – его обязанность. Но вот его требование не выполняется. Учитель вступает в борьбу с учеником и, поскольку в школе доминирует он, – выигрывает (за редким исключением, но тогда это уже «слабый учитель»). Между тем всякий раз, когда в конфликте кто-то доминирует (выигрывает), а кто-то проигрывает, подчиняется, у того, кто подчиняется, возникает депрессия.
Не уверен, что многие взрослые задумываются о последствиях такого рода «войн». Но если задумаемся, постараемся уйти от соблазна доминирования-подчинения к кооперативному взаимодействию. Будем создавать ситуации, где выигрывает каждый.