Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2010
Третья тетрадь
Детный мир

ОТНОШЕНИЯ С ХАРАКТЕРОМ


Каменский Сергей

Неуверенный, боязливый, нерешительный...

Почему у большинства детей робость с возрастом проходит, а у некоторых, наоборот, нарастает?

Робкому школьнику трудно жить. С жалобами на то, что ребенок постоянно робеет, чаще обращаются к специалистам родители. Но тяжело приходится в первую очередь не им, а детям. Робкому нужно помочь. Как? Прежде всего распознать робость и разобраться в том, что это такое.

 

Первая реакция – спрятаться...

У малыша робость, боязливость, пугливость естественны и неизбежны. Но ребенок растет, растут его силы и знания – и в условиях нормального, гармоничного развития робость постепенно уменьшается. Выстраивается «обратная зависимость»: чем старше ребенок, тем меньше он робеет. Он все увереннее действует в окружающем мире, осваивает социальные навыки, достойно выдерживает испытания, которым его подвергают отношения со взрослыми и сверстниками.
Но так получается не всегда. Подчас, к сожалению, складывается не обратная, а прямая зависимость: растет ребенок – растет и его робость. Как крайний вариант – ребенка пугает вообще все окружающее. Жизнь представляется ему враждебной, полной опасностей, которые нацелены прямо на него, беспомощного и не способного защититься. При этом одноклассники быстро «просекают» робкого. Робость накладывает характерный отпечаток на внешность ребенка. И дело совсем не в малом росте, физической слабости или болезненности. Хотя это правда, что маленького и «хилого» проверят в первую очередь: как воспримет нападки, как отреагирует на подначки. Если сробеет – плохо придется: спуску не дадут. Но если проявит силу духа, мигом отвяжутся.
Робость сказывается на осанке: заставляет втягивать голову, формирует сутулость, приподнятые плечи. Робкие школьники всегда отличаются замкнутостью, необщительностью, подозрительностью. У них характерный взгляд – одновременно и затравленный, и как бы молящий: только не трогайте меня, пожалуйста. На самом деле такой взгляд как раз и подталкивает дерзких ребят «тронуть», да посильнее! Увы, робкие дети часто становятся объектом травли: сдачи не дадут, даже не пожалуются.
Робкие настороженно относятся к любым изменениям, к новым людям и обстоятельствам. Первая реакция – «улиточья»: спрятаться. Они стремятся быть незаметными. Но – не получается. Ребята очень хорошо их видят и не упустят возможности напугать, грубо подшутить. К ним относятся презрительно и пренебрежительно. Понятно, что боязливость этим только закрепляется. В их поведении появляется покорность, униженность. Они не решаются защищаться от нападений, чем провоцируют более сильных и смелых детей. Нередко при какой-либо шалости вину сваливают на робкого, потому что знают: он и тут не решится отстаивать свою непричастность. Нередко из-за этого у взрослых складывается превратное представление о робком ребенке: они начинают думать, что он только на вид тихий, а сам хулиганит исподтишка. Робкий не способен проявить себя в споре, в дискуссии, даже если понимает свою правоту и прекрасно подготовился. Как только противник «надавит» на него поэнергичнее, он сразу пасует и уступает. Все это рано или поздно сказывается и на успеваемости: ребенок начинает заранее пугаться всякой трудности, любого испытания, у него опускаются руки, он привыкает, что все равно ничего не получится. В итоге – неудача за неудачей: все знал, а контрольную завалил.

«Воспитанная» робость

Откуда же берется эта робость, не проходящая, а только нарастающая с годами? Есть ли «группы риска», из которых выходят робкие дети-жертвы? Может быть, это качество врожденное, генетически предопределенное? Нет, не врожденное. Хотя «группы риска» действительно существуют. Прежде всего это дети авторитарных родителей, вообще не способных помочь ребенку, поддержать его, утешить, ободрить. Им нужно только одно – чтобы ребенок подчинялся, слушался. И они добиваются этого категорическими, жесткими средствами. Иногда, увы, и физическими наказаниями. А если ребенок боится родителей – значит, у него нет главной опоры существования. Отсюда прямой путь к беспомощности и страху перед жизнью.
Рискуют вырастить робкого и беспомощного ребенка чрезмерно заботливые мамы, которые окутывают его столь сильной опекой и чрезмерным вниманием, что тот буквально продохнуть не может и попросту не имеет возможности проявить силу, энергию, самостоятельность. Если мамы сами всего боятся, паникуют по пустякам, то заражают своими тягостными настроениями ребенка.
Робость, боязливость возникают и тогда, когда в родном доме ребенок не чувствует себя в безопасности. Когда в семье плохо, отец пьет, бабушка ссорится с мамой, дедушка кричит... Когда все напряжены и встревожены, тогда жить становится страшно. У ребенка появляется масса поводов бояться чего угодно и где угодно. Но отсутствие безопасности ребенок столь же сильно ощущает и по гораздо более простой причине: если в семье вечный разнобой требований и настроений. Вчера одно, сегодня другое, а что будет завтра?
Если же ребенок твердо знает, что его дом – его крепость, что его родители – защита и опора, то он растет уверенным в своих силах.
Встречаются робкие, боязливые мальчики, которых воспитывают женщины без мужей, хотя тут нет строгой закономерности. Чтобы стать смелым, мальчику нужно пережить радость преодоления страха при доброжелательном мужском внимании. Но и материнское внимание поможет, если женщина сможет взять на себя эту роль.
В «группу риска» попадают и те дети, которых в семье целенаправленно запугивают (ворами, бандитами, террористами, пожаром, болезнями), надеясь привить им осторожность, осмотрительность. Обычно это те младшеклассники, которых перегруженные работой взрослые вынуждены надолго оставлять в одиночестве.
Закрепить боязливость, сами того не желая, могут и те родители, которые чересчур активно и напористо форсируют развитие у ребенка смелости. Заметив у сына или дочери (особенно у сына) признаки робости и пугливости, они стремятся «сильными средствами» переломить ситуацию – «бросить в воду, чтобы научить плавать». Это опасно и в прямом, и в переносном смысле. Желая таким образом воспитать храбрость, родители могут напугать ребенка на всю жизнь. Никаких резких движений. Знакомство с новым явлением, обучение новому навыку должно происходить постепенно. Поначалу с помощью и участием взрослых, потом под их терпеливым наблюдением, когда ребенок уже действует самостоятельно, но знает, что мама или папа помогут в случае чего.

По темпераменту и личностному типу

Помимо «групп риска» социального происхождения, есть и такая группа, чье возникновение обусловлено особенностями самой структуры личности. Среди многообразия психологических типов выделяется так называемый «сензитивный» (высокочувствительный). Вот он-то и относится к группе риска по робости. Это совсем не означает, будто сензитивный тип чем-то «плохой» или хуже прочих. Среди темпераментов и личностных типов нет самих по себе плохих или хороших. В каждом есть огромные достоинства и определенные угрозы, которые могут быть скорректированы воспитанием. Но при неправильном воспитательном подходе трудности могут и обостриться.
Сензитивные ребята в младшем возрасте страшатся остаться одни, избегают бойких и шумных сверстников и больших детских компаний. Не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, не допускают рискованных шалостей. В новой обстановке чувствуют «зажатость» и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны. И нередко предпочитают игры с малышами, чувствуя себя среди них увереннее и спокойнее.
Эти дети очень привязчивы. Привыкнув к своему классу и даже страдая от некоторых товарищей, они не захотят перейти в другой коллектив. Учатся добросовестно и старательно. Однако нередко их успеваемость оказывается ниже не только их возможностей, но и реальных знаний. Они пугаются контрольных, проверок, экзаменов. Побаиваются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех, или, наоборот, отвечают гораздо меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой.
В раннем подростковом возрасте стремление к самостоятельности и желание «стать взрослым» (так называемая реакция эмансипации) у сензитивных подростков выражены довольно слабо. К родным сохраняется нежная детская привязанность. К опеке старших они не только относятся терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы и чувство вины, чем протест и бунт. Трудности возникают в позднем подростковом возрасте.

«И все-таки я смогу!»

Психологами выделяются два главных качества сензитивного типа – «чрезвычайная впечатлительность» и «чувство собственного несовершенства». В 14–16 лет резко проявляются оба эти качества.
Чувство собственного несовершенства у сензитивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в тех областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою слабость. Если они страшатся публичных выступлений – записываются в кружок лекторов или в школьный театр. При страхе высоты – рвутся в школу парашютистов. Мальчики идут на занятия силовыми видами спорта. Но как только ситуация неожиданно для них требует смелости и решительности, они тотчас же пасуют, съеживаются. Если взрослым удается установить с таким ребенком доверительный контакт, то им раскрывается напряженная внутренняя жизнь, полная укоров совести, высоких требований к самому себе и – робости, которую подросток стремится преодолеть. Послушание, добросовестность и «безотказность» таких подростков часто приводят к тому, что они оказываются на общественных постах (староста, «руководитель проекта» и т.д.). Однако их хватает лишь на то, чтобы с большой личной ответственностью выполнять то, что могут сделать сами. Распоряжаться, командовать, быть заводилой у них не получается. Неформальное лидерство достается другим. Хотя с возрастом робость маскируется выдержкой, скрытностью, но все равно ощущается окружающими. Самооценка сензитивных подростков отличается довольно высоким уровнем объективности. Подмечаются свойственная с детства обидчивость и чувствительность, неприязнь к авантюрам и приключениям, всякого рода риску и острым ощущениям.
Если ребенок по структуре личности относится именно к этому психологическому типу, то родителям прежде всего нужно об этом знать. Обратить внимание на характерные особенности, проконсультироваться со школьным психологом. И помочь ребенку проявить свои лучшие качества в соответствии со структурой личности, а не наперекор ей.

Рейтинг@Mail.ru