Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2010
Третья тетрадь
Детный мир

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Ростова Людмила

Эмоциональное здоровье школьников: новые страхи, новые стрессы

Факторов психологической нестабильности становится все больше

В рамках недавно прошедшей научно-практической конференции «Психология образования: психологическое обеспечение “Новой школы”» работала секция «Психологическая культура и психологическая безопасность участников образовательного процесса». С одной стороны, в школе необходимо создавать условия для раскрытия личностного потенциала, самореализации, саморазвития ученика, но с другой – стоит начать изучать реальную повседневную жизнь ученика, становится понятно: проблематична даже психологическая безопасность детей, пришедших в школу.
И дело тут не только в школе…

 

Новые монстры

Эмоциональное здоровье младших школьников, отмечают исследователи, атаковано сегодня новыми страхами. Устоявшийся взгляд на проблему детских страхов как вполне разработанную нуждается в пересмотре. Отмечавшийся прежде основной детский страх «быть не тем» уступил страху смерти и «ужасов», воплощенных в персонажах игр и комиксов – вампирах, мумиях, оборотнях и т.д.
Отдельная группа – школьные страхи. Если двадцать лет назад среди них преобладали страх сделать ошибку, страх отвечать у доски, страх отвечать на вопросы учителя, то сегодня на первое место вышел страх плохой оценки и наказания за нее. Маленьких учеников привилегированных гимназий массово мучит страх отчисления за плохую успеваемость.

Невыносимость управления…

Отмечена и такая особенность: современных детей угнетают дисциплинарные требования, которые еще двадцать лет назад воспринимались учениками вполне спокойно. Вместе встали, вместе сели, построились в затылок или пошли парами. Вроде бы ничего особенного. Но у сегодняшних младшеклассников эти требования создают постоянное психологическое напряжение.
Повышение темпа жизни, увеличение разного рода нагрузок создают для младших и старших школьников постоянный стрессовый фон.

…и отсутствие личных целей

Исследование стрессов, связанных с успеваемостью, выявило значительную группу учеников, в душе которых разлад. Они знают цель – хорошую успеваемость, чувствуют тяжелую ответственность за ее достижение, но при этом ценность хорошей учебы остается для них чужой, навязанной. Механизмы, обеспечивающие результат, не включены. Надо – а как, зачем? Отсюда постоянные психологические перегрузки и повышенная утомляемость, о которой столько говорят.

Сосредоточиться – проблема

Нарушения и трудности в общении школьников рассматривались специалистами в связи с новым весомым фактором, обозначившимся в последнее десятилетие. Речь идет об информатизации общества. В современной школе нарастают сложности, связанные с конфликтом между знанием и информацией. О чем конкретно идет речь? О том, что и старшие, и младшие школьники, привыкшие к «клиповым» режимам работы с информацией, испытывают значительные трудности при необходимости сконцентрировать внимание и удерживать его достаточно продолжительное время, привлечь воображение и рефлексию.

Картина мира без координат

К издержкам информатизации специалисты относят еще две специфические проблемы. Первая: телевидение агрессивно навязывает детям магическую картину мира. Чудовища, злые духи, чародеи, вампиры, скелеты – со всем этим ребенок «встречается» практически каждый день. Этот магический мир – страшный, грозный, ненадежный. Телевидение пугает, но не предлагает каких-либо способов преодоления этих страхов.
Вторая проблема заключается в том, что меняется характер отношения младших школьников к проблемам пола. Дети некритично и наивно усваивают «дух эротики», которым пропитаны даже ролики рекламы на телевидении. Начиная с первого класса, они проявляют несоответствующий возрасту, навязанный, привнесенный извне интерес к вопросам пола. Запреты взрослых тут практически не действуют: образцы телеэкрана, в том числе мультипликационные, становятся, увы, новыми социальными нормами.

Врать – прикольно

Исследователи говорят о проблеме детской лжи. Оснований и поводов для обмана становится все больше, в том числе – смещение границ между реальностью и вымыслом в сознании ребенка.
С одной стороны, лживый человек воспринимается детьми негативно. По собственному опыту ребята знают, насколько это плохо и опасно – столкнуться с ложью. Но с другой – почти ни у кого нет осознанной установки быть правдивым человеком, нет категорических преград тому, чтобы при случае обмануть, словчить.

Взрослые – не друзья…

Общество до сих пор не избавилось от недопустимой практики насилия и жестокого обращения с детьми. Но случаи насилия над детьми в семье, школе, детском доме редко доходят до судебного разбирательства. Существует такое общественное настроение, что насилие над ребенком – это, мол, частное дело и право родителей или воспитателей. То есть проблема насилия не соотносится с проблемой нарушения прав ребенка. Последствия пережитого ребенком насилия не осознаются, а нарушения в здоровье, характере, поведении не рассматриваются в связи с полученной травмой. Так что же делать? Прежде всего – знать, понимать, представлять реальную картину. Поэтому изучение и изменение социальных установок в отношении насилия над детьми – актуальная задача.

…а школа, как поле боя

Правда такова, говорили исследователи, что в педагогическом взаимодействии невозможно вовсе избежать конфликтов. На то немало причин: изначальная принудительность учебно-воспитательного процесса, присутствие директивности в отношениях учителя и ученика. Да, у мастера-педагога директивность снижена настолько, насколько возможно, подчас и вовсе не чувствуется. Но как таковая она присутствует неизбежно.
Дети все чаще идут на открыто конфликтные действия и поступки – грубость, дерзость, непослушание, заведомая ложь, оскорбительная критика в адрес педагога, открытое противостояние, игнорирование требований учителя, прогулы. Протестуют пассивно: молчание, отчуждение, обида, безразличие к мнению педагога. Идут на провокации – от каверзных вопросов до жестоких проделок с целью досадить, вывести учителя из терпения.
Докладчики привели результаты социолого-педагогических исследований, которые показали, что среди старшеклассников 40% склонны к открытой конфронтации, 26% – к спокойному противостоянию, 25% – к скрытому противодействию и 9% – к пассивному протесту. При этом, оказывается, учителя и ученики совсем по-разному оценивают частоту возникающих в классе конфликтов. У педагогов эта оценка значительно ниже, чем у школьников. То есть ребенок видит, чувствует, переживает конфликт, а взрослый может его даже не заметить.

Точки боли

Вольный и невольный произвол. Демонстрация собственного превосходства. Неумение управлять эмоциональным состоянием. Употребление «конфликтогенных» слов и действий (грубость, наклеивание ярлыков, публичное унижение, месть, запугивание). Прибегание к неконструктивным психологическим защитам. Все это – опасные черты взаимодействия как взрослых, так и детей. Но со взрослых все-таки и спрос больше…

Рейтинг@Mail.ru