«Сначала выучите, потом поймете»
Записки молодого недоумевающего учителя
Этот материал пришел к нам в ответ
на публикацию записок учителя
о темпе жизни современных детей (Владимир Погодин. «А можно мы отдохнем?» – «ПС» №1, 2010). Тема вызвала интерес, и вопрос:
«В самом ли деле новые дети такие уж “новые”?» – получил развитие.
Об адекватности принятых форм взаимодействия с детьми рассуждает начинающий педагог, недавний школьник.
Как посмотреть
Уже давно школа не является для детей главным и важным полем жизни. Полей очень много, жизнь вокруг интенсивная, и что же удивляться: в школьниках проявляются пассивность, уклонение от различных заданий, раздражительность.
О новом поколении говорят: знают много, а чувствуют мало. Приборы их интересуют больше, чем люди, в авторитете у них не взрослые, а виртуальные персонажи, они им подражают. Отчасти так, но на людей они тоже внимание обращают, причем взрослые им интереснее, чем сверстники. Они вообще к людям очень критичны, поэтому мало общаются.
Сегодня реальное поведение детей и представление опытных учителей о том, какими должны быть дети, очень сильно расходятся. Говорят: «Они стали эгоистичными. Очень злые. Ленивые». Можно понимать и так, но это смотря откуда наблюдаем.
Почти на одной доске
Я попытаюсь рассказать про себя и про детей, которых я обучаю.
Работаю первый год, но уже понял: дело это неблагодарное, для людей нарциссического склада просто невозможное. Но я-то собой не особенно доволен. Мыслю ассоциативно, то есть для того, чтобы не перескакивать с темы на тему, изъясняться последовательно, мне надо себя заставлять. Главное, я о гораздо большем количестве вещей помню, где о них можно прочитать, где искать, а с ходу воспроизвести то, что я знаю, очень часто не могу. В голове не смыслы, а ссылки, очень большой набор ссылок. Вину за это я возлагаю на интернет.
Хотя не сказал бы, что мне мешает то, что я книжек мало читал, – почти все, что нужно бывает сделать по работе, быстро ищется в интернете либо спрашивается у людей. Без интернета и коротких статей пришлось бы – о ужас! – толстые книжки читать. Это долго. И это нужно делать в свободное от работы время, а я не хочу. Хотя сегодня многие книжки, видимо, специально так пишутся, чтобы можно было читать и с середины, и с конца.
Но именно школа помогает мне подсоединить проводки, связывающие меня с миром. Если я не в школе, то очень редко вхожу в состояние сосредоточения на чем-то более чем на час. А тут я включен в поток, все время чем-то занят. И что я вижу?
Когда красиво – тогда интересно
Дети, даже самые умные из них, гораздо хуже умеют сосредотачиваться, чем я. Для них делать что-то, не отвлекаясь каждые пять минут, просто невыносимо. С другой стороны, гляжу на класс, и он во многом похож на класс, где я учился. Как будто те же типажи, из того же конструктора, только чуть иначе собранные, все те же качества – но немного по-другому разбросаны.
Мы сходимся на том, что любим структурировать информацию. Вести дневники наблюдений, делать заметки, собирать цитаты, рисовать схемы, представлять системы зависимостей и включенностей между сущностями разного рода. Составлять интеллектуальные игрушки. Это удовольствие для меня и для них – приручить, сконцентрировать материал, охватив его несколькими «обручами», приемами. Это красиво, а потому интересно.
Впрочем, за всех я говорить не могу. Слишком много я знаю учителей, на меня кардинально не похожих и слишком мало сходных по взглядам.
Трудно понять
Сегодня, проходя по первому этажу школы, застал сцену. На скамейке сидит девятиклассник, спокойно сидит, никому не мешает, тут выходит завуч: «Ты чего здесь сидишь?» – «Я… ну-у-у». – «А ты где должен быть сейчас?» – «Я… в школе». – «Где, где, поконкретней!» – «Ну…» – «Ты почему не в классе?» – «Я не должен быть в классе». – «Иди в класс!!!» – «Я вообще-то домой идти собирался». – «Тогда чего расселся? Уходи немедленно!»
И так он злобно это сказал, почти прокричал, как будто хотел сказать, чтобы парень вообще не возвращался. Вот с чего бы это, а? Зачем?
Подозрительности к детям очень много. Учитель только начинает давать ребенку задание, а уже подразумевает, что его облапошат, проведут. Например, учительница литературы в моем классе велела детям сделать закладки в книге «Мертвые души» – пометить понравившиеся места. Один парень набрал цитат из интернета, из электронной версии книги, потому что дома у него Гоголя не было. И что же? Двойка! Он говорит, что занимался этой работой с 18.30 до ноля часов, а учительница свое: «Я сказала, что нужно закладки, значит, должны быть закладки. А то повадились читать в интернете!»
Ну дела! Неужели не видно, какой классный, светлый человек этот парень!
Кто кого боится
Видим ребенка пассивным и раздражительным? А двойки ставим только так, и не из злобы, а в целях профилактики. Чтобы границу видели, куда нельзя. Прямо не учеба, а война за перенос границ туда-сюда. Вот ученик слушает урок, но при этом еще что-то делает в своем телефоне. Учитель тут как тут: «Дай сюда!» И начинается: «Нет, это слишком дорогая вещь». – «Настолько дорогая, что важнее урока? Важнее учителя? Ну ты и хам! Выйди!»
Когда я вижу такие сцены, у меня слов нет. Зачем так много брать на себя? Зачем так бурно реагировать на малейшее непослушание? Создавать скандал из-за несделанного домашнего задания? А бывает, выяснения отношений начинаются на ровном месте, только потому, что при опросе все молчат, никто не знает какого-то термина – «Ах так!».
Дети же скорее всего боятся ошибиться, получить еще какой-нибудь вопрос, а то и нагоняй – предпочитают отсидеться в кустах. Что тут такого?
Но я систематизации ради составил список самых обычных учительских обращений: «Где ты вечно бродишь?.. Нет сил на вас смотреть… Вы же не сдадите экзамены!.. А хоть что-нибудь у тебя в голове есть?.. И это все, что ты сделал?.. Да таких бездельников еще поискать, вот болото… Главное – выучите, потом поймете…»
Кто их не слышал? Но кому они помогли?