О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обзор педагогической печати
Известно, что метод проектов обладает огромным развивающим потенциалом, который можно с успехом реализовать как в средней, так и в начальной школе. Однако учителя младших классов редко обращаются к этому методу. Почему? Анкетирование педагогов, проведенное сотрудниками кафедры социальной педагогики, психологии и предметных методик начального образования Нижегородского государственного педагогического университета, показало, что одна из главных причин – недостаток информации о методических аспектах организации проектной деятельности младших школьников.
В определенной мере этот пробел восполняет публикация Н.Ивановой «Возможное участие родителей в проектной деятельности младших школьников» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 1 за 2010 год). Автор считает, что помощь родителей – важная предпосылка успеха, ведь младшим школьникам в силу их возраста очень сложно самостоятельно справляться со всеми этапами выполнения того или иного проекта. Правда, эта помощь не должна подменяться выполнением проекта за ребенка. Поэтому автор рекомендует провести специальное родительское собрание, посвященное объяснению сущности проектного метода и раскрытию форм возможного участия родителей в проектной деятельности. Желательно заранее подготовить и раздать родителям памятки, содержащие необходимый и доступно изложенный «теоретический минимум» о проектном методе и практические, четко сформулированные рекомендации по сотрудничеству с ребенком.
Существуют разные формы участия родителей в проектной работе школьников. К примеру, один из самых необходимых для младших школьников видов помощи – организационная поддержка. Также ребенку требуется поддержка в самооценке проекта. Она важна не только в конце проектной деятельности, но и в ее процессе (чтобы ребенок мог своевременно скорректировать свои действия). Родители могут спросить у ребенка: что получается не так, как хотелось бы, и почему, как можно это исправить; что для него самое трудное, интересное в выполнении конкретного проекта? В конце работы желательно вместе обсудить ее достоинства и недочеты. И обязательно отметить реальные достижения ребенка.
Каково первое условие успешного внедрения новых педагогических технологий? С точки зрения профессора АПКиПРО Вячеслава Гузеева, оно заключается в наличии внутренне непротиворечивой программы развития школы с четко обозначенными целями. Если такой программы нет, школьная администрация рискует совершить типичную стратегическую ошибку: направить основные усилия коллектива «на прорыв» в какой-то одной сфере педагогической деятельности, запустив работу на другом участке. Ведь, как отмечают И.Курчаткина и В.Гузеев в статье «Технологический комплекс школы» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 1 за 2010 год), «не существует образовательной технологии, обеспечивающей достижение всего комплекса целей, стоящих перед школой». Поэтому в каждом конкретном случае речь должна идти именно о построении «технологического комплекса школы».
При этом важно помнить и о других распространенных просчетах внедренческой деятельности. Например, о невозможности одновременного использования технологий, целевые установки которых противоречат друг другу. Скажем, одни учителя работают над развитием у детей самостоятельного мышления и способности к самоопределению, а другие в том же классе формируют у них навыки исполнительской деятельности.
Особого внимания требует работа администрации с педагогическим коллективом. Опыт показывает: чтобы новые технологии прочно вошли в повседневную практику, надо оказывать преподавателям постоянную поддержку на протяжении нескольких лет.
Многие учителя считают, что сильные ученики в любой группе и в любом численном составе будут работать эффективно. Однако психологические исследования показывают, что это не так. Однородная группа, где собраны ребята с высокой успеваемостью, демонстрирует более высокую эффективность в том случае, когда в ней работают трое учеников. Парная же работа, как пишет кандидат педагогических наук З.Абасов в статье «Проектирование и организация групповой работы учащихся на уроке» («НАУКА И ШКОЛА», № 6 за 2009 год), способствует усилению чувства соперничества у сильных школьников, что мешает решению учебных задач.