ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Педагогическое образование накануне перемен
Каковы планы реформы? И как их оценивают представители педагогических вузов? Статья первая
Реформа педагогического образования обсуждается последние 10 лет. Программа модернизации была утверждена приказом министерства еще в 2003 году. Предполагалось оптимизировать структуру и совершенствовать организацию профессиональной подготовки педагогов, скорректировать содержание этой подготовки
с учетом обновления содержания и технологий общего образования. Но эти и другие задачи так и остались на бумаге.
Сегодня предпринимается еще одна попытка реформировать педагогическое образование…
Предложения по обновлению
системы
Необходимость новой волны реформирования была продиктована разработкой второго поколения стандартов общего образования и началом реализации стратегии «Наша новая школа». В августе 2009 года Минздравсоцразвития утвердило новые квалификационные характеристики должностей работников образования. В настоящее время обсуждается новое положение об аттестации педагогических работников. В этих условиях разрыв между программами подготовки будущих учителей в педвузах и школьной практикой, а также растущими требованиями общества стал еще более очевиден.
В июле 2007 г. при Минобрнауки была создана рабочая группа по модернизации системы педагогического образования под руководством директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Игоря Реморенко и советника-наставника мэра Москвы, в недавнем прошлом руководителя столичного Департамента образования Любови Кезиной.
В состав группы вошли известные деятели образования, в том числе президент РАО Николай Никандров, ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуард Никитин, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, директора школ и ректоры ведущих столичных педвузов, в том числе МПГУ и РГПУ им. А.И.Герцена.
Плодом совместного творчества ученых и практиков стали предложения по обновлению системы подготовки и повышения квалификации учителей, разосланные для согласования всем заинтересованным сторонам еще весной прошлого года.
В числе основных предложений – введение педагогической интернатуры (за основу взят опыт Московского городского педагогического университета, в котором студенты 5-го курса одновременно с учебными занятиями проходят непрерывную практику на базе школ с педагогической нагрузкой в полставки); введение прикладного бакалавриата в педагогических колледжах для подготовки учителей начальной школы; организация независимых сертификационных экзаменов для граждан, собирающихся работать в школе.
Наиболее революционными представляются предложения по оптимизации сети педвузов, часть из которых, отличающихся слабой фундаментальной подготовкой, предлагается присоединить к классическим университетам, часть – преобразовать в гуманитарные вузы. Остальные сохранить в качестве педагогических в том случае, если процент трудоустройства их выпускников превышает 80%.
Отчасти идеи по «обновлению сети» нашли отражение в Послании Президента Д.Медведева Федеральному собранию от 12 ноября 2009 г., в котором сказано, что «педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы в крупные базовые центры подготовки учителей либо в факультеты классических университетов».
Мы решили узнать, согласны ли с этими планами представители самих педвузов и как они оценивают перспективы своего дальнейшего развития (или выживания).
В опросе приняли участие: проректор Омского педагогического университета Надежда Чекалева, зав. кафедрой педагогики и психологии Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого Александр Орлов, проректор по учебной работе Башкирского государственного педагогического университета (БГПУ) им. М.Акмуллы Максим Михайлов, зав. кафедрой педагогики и психологии Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) Лариса Беляева и другие специалисты.
О рисках сокращения сети
Александр Орлов сравнивает предстоящую оптимизацию сети педвузов с ситуацией, которая сложилась в дошкольном образовании в 90-х годах.
«Одно время казалось, что детских садов у нас в избытке, их начали закрывать, приватизировать, а теперь в этой сфере наблюдается острый дефицит. То же самое может получиться и с педвузами, – предупреждает наш собеседник. – А ведь именно их выпускники и составляют подавляющее большинство из более чем 1 млн 300 тыс. педагогов в стране.
Если мы превратим педвузы в факультеты классических университетов, то исчезнет самое главное – система психолого-педагогической подготовки учителя, а вместе с ней – мотивация, настрой студентов на педагогическую деятельность, – продолжает А.Орлов. – И тогда возникает очень серьезное противоречие с общей политикой в сфере образования – стратегией «Наша новая школа» и введением новых образовательных стандартов, направленных на индивидуализацию образовательного процесса, на повышение в нем роли воспитательной работы. Школа становится важнейшим социальным институтом, стимулирующим развитие личности, и если учитель не готов к этому, то как он выполнит поставленные перед школой амбициозные социально-гуманитарные задачи?»
По мнению Ларисы Беляевой, в результате объединения педвузов с классическими университетами «могут потеряться очень интересные специалисты и совместные методические наработки преподавателей и студентов».
Интересно, что сама Л.Беляева в свое время пошла работать в школу по окончании Томского классического университета и «разницу почувствовала» на собственном опыте.
«Университет дал мне широкую фундаментальную подготовку по предмету и уверенность в себе как в специалисте, – признается наша собеседница. – Но мне всегда не хватало знаний по методике преподавания предмета, по возрастной и социальной психологии, по основам теории обучения – то есть того, чему в педагогических вузах уделяется большое внимание».
У Надежды Чекалевой грядущие реформы вызывают не только опасения, но и недоумение.
«Возникает вопрос: чем вызваны предполагаемые изменения? Плохой работой педвузов или стремлением сэкономить бюджетные средства? Или в результате такого объединения повысится мотивация выпускников работать в школе? Кто проанализировал все плюсы и минусы такого решения и дальнейшие результаты?» – спрашивает она и не находит ответов.
Определенным уроком, по мнению Н.Чекалевой, должен стать опыт Казахстана, в котором сначала объединили классические и педагогические университеты, а теперь там происходят обратные процессы.
Правда, есть и более оптимистичные суждения, и примечательно то, что принадлежат они представителям тех вузов, которые пережили интеграционные процессы много лет назад.
О преимуществах интеграции
«Сегодня идея интеграции региональных вузов очень актуальна: потребности населения в качественном образовании растут, а предлагаемые преобразования, с одной стороны, повышают статус и престиж вуза, с другой стороны, позволяют выжить в условиях конкуренции», – считает Аркадий Ульман, зав. кафедрой педагогики Орловского государственного университета, в состав которого местный педвуз был включен еще в 1996 году.
«Мы были одними из первых, кто пошел по этому пути, и только выиграли от этого, – констатирует А.Ульман. – На качестве педагогической подготовки это не отразилось, просто добавились новые специальности, увеличился объем работы, поскольку на ряде факультетов параллельно идет подготовка по классическим и педагогическим специальностям. В то же время действуют «оригинальные» направления подготовки в каждом из подразделений».
Заметим, что по аналогичной схеме много лет назад произошло объединение педагогического института и университета в г. Саратове, значительно позже – в 2008 г. – в столице Республики Марий Эл г. Йошкар-Оле, где полностью сохранена структура каждого из вузов: факультеты и кафедры, преподавательский состав, а подготовка учительских кадров продолжается в прежнем объеме.
Руководители Марийского госуниверситета констатируют, что объединение произошло чисто механически (а потому практически безболезненно для обеих сторон), экономия средств от такой интеграции оказалась минимальной, поскольку сокращению подверглись только административная верхушка (ректоры, проректоры) педвуза и бухгалтерия.
Но ведь теперь предлагается «ужать» педвузы до уровня факультетов классических университетов, а это грозит фактической ликвидацией.
И все-таки сторонники реформирования категоричны. По мнению Аркадия Ульмана, «оптимизация сети педвузов имеет смысл, потому что их количество сегодня избыточно, тем более что большинство их выпускников работают не по специальности».
Однако далеко не все специалисты разделяют эту позицию.
Процент трудоустройства –
не показатель
«Процент трудоустройства выпускников зависит не от качества подготовки в педвузах, а от престижа учительской профессии и уровня заработной платы, – убежден А.Орлов. – В этом смысле переход на новые системы оплаты труда только усугубил ситуацию, так как в значительной части школ помимо уменьшения учительской зарплаты произошло и сокращение части педагогов. Кроме того, следует учитывать тот факт, что количество вакансий в школах ограничено».
«Около 57% наших выпускников устраиваются в систему образования, – говорит Н.Чекалева. – Но однозначно по этим критериям судить о качестве педагогического образования нельзя, поскольку заработная плата учителей, и особенно начинающих, чрезвычайно мала, а педагогическая профессия не является сегодня престижной».
Лариса Беляева затруднилась назвать точный процент трудоустройства выпускников Томского педуниверситета, но по крайней мере, по ее словам, «в последние два года максимальное количество выпускников, в том числе исторического факультета, на котором я преподаю, идут в школы».
Однако трудности, связанные с заработной платой, с учебной нагрузкой и другими проблемами, приводят к тому, что адаптационный период не всегда проходит успешно, поэтому часть выпускников закрепляются, а часть уходят.
По свидетельству Л.Беляевой, наиболее востребованы учителя начальных классов, преподаватели иностранных языков, физической культуры. Наличие вакансий по другим предметам зависит от ротации кадров.
При возникающей в течение учебного года вакансии учителей-предметников директора школ обращаются в ТГПУ за кадровым пополнением.
«Вообще, если исходить из критерия трудоустройства, тогда придется закрыть аграрные, инженерно-технические, медицинские, творческие вузы. Ведь по окончании ВГИКа далеко не все становятся режиссерами, а после литературного института – писателями и поэтами», – резонно рассуждает доктор педагогических наук, президент Тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева.