Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2010
Третья тетрадь
Детный мир

2010 ГОД СОЛОВЕЙЧИКА


Мы, родители, чья первая цель — самостоятельность ребенка, боремся с этой самостоятельностью не уставая...

Симон Соловейчик. Из книги «Педагогика для всех»

Воспитывать себя нудно. Я не понимаю идею самовоспитания и, признаться, не встречал людей, отдающихся этому занятию. А вот порыв к самоосвобождению, поддержанный старшими, дает самостоятельного, свободного, раскованного – воспитанного – человека.
Освобождаться увлекательней, чем воспитываться.
Воспитание – это научение свободе, научение самоосвобождению.
Первая цель воспитания, явная и бесспорная, заключается в самостоятельности. Но мы, родители, чья первая цель – самостоятельность ребенка, почему-то боремся с этой самостоятельностью не уставая.
Ускользающий от нас секрет слова «самостоятельность» заключается в том, что самостоятельный – значит свободный, а свобода зависит от важности и величины доступных нам жизненных выборов.
Когда мы наказываем ребенка, мы не усложняем его жизнь, как думают, а облегчаем, и притом опасно облегчаем. Мы берем выбор на себя. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность, мы перехватываем у жизни право наказания, мы ставим заглушку на источник самостоятельности. И если мы постоянно наказываем, осуждаем, делаем замечания, то вырастают люди, которые боятся самостоятельности, боятся свободы. Это давняя проблема человечества.
По всем представлениям человек должен бы стремиться к свободе – но нет, он стремится прочь от нее. Человек не хочет быть свободным даже в мыслях! Зависимое существо, духовный белоручка – не встречали? Руки могут быть в мозолях, ум изощрен, память забита знаниями, а дух спит, не развит. К моральному выбору человек не способен, боится его, живет в полной зависимости от своего окружения, от каких-то темных сил, поднимающихся из глубины его души. Самостоятельным его никак не назовешь.
Ребенка и подростка развивает не свобода, как иногда думают, а собственное действие по добыванию свободы, самоосвобождение. Достичь подлинной самостоятельности можно только самоосвобождением. Ребенок и на свет появляется сам – самоосвобождением. Если в семье мир, если ребенок с первых шагов чувствует себя свободным и знает вкус самостоятельности, то его порыв к самоосвобождению растет, он стремится стать лучше, сильнее, старается освободиться от собственной слабости, неумелости.
Мы укрепляем стремление к самостоятельности в безопасном возрасте, когда ребенок под надзором. Приучаем к свободе в пять лет – тогда к пятнадцати подросток уже умеет пользоваться ею.
Понимая самоосвобождение как стремление к самостоятельности, мы даем детям сильное побуждение.

 

Рейтинг@Mail.ru