Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Cотрудники Центра «Мемориал» провели исследование, где старшеклассникам российских школ было предложено ответить на вопрос: «Если бы вы были руководителем в своем городе (регионе), что бы вы сделали в первую очередь для решения социальных проблем?» Анализ ответов позволил составить классификацию основных установок старшеклассников по отношению к социальным проблемам и способам преодоления социальной напряженности. В процессе анализа выяснилось, что, как пишет А.Пашкевич в статье «Отношение школьников-старшеклассников к социальным проблемам» («СОЦИС», № 12 за 2009 год), в общей выборке можно выделить шесть групп школьников. Условно эти группы были обозначены следующим образом. «Танки» («выгнать всех “чужих”», «инаковых», «не пускать», «ограничить пребывание») – 10% респондентов. «Прокуроры» (жестко контролировать исполнение закона, усиливать наказания за опасные виды преступлений) – 26%. «Радетели благ» («обеспечить достойные условия жизни, удовлетворить основные потребности людей по их заслугам») – 12%. «Гуманисты» («культивировать нравственность, терпимость, уважение, взаимную ответственность, взаимовыручку», «быть чутким к чужим бедам, оказывать социальную помощь нуждающимся, нищим, больным, отчаявшимся, потерянным») – 23%. «Философы» («дело не в реформах, не в правителях, а в самих людях», «только сами люди могут что-то изменить») – 1%. «Максималисты» («необходимо и возможно решить все социальные проблемы») – 7%. «Страусы» («все действия и попытки напрасны», «ничего изменить нельзя») – 21%. Как видим, в представлениях старшеклассников о способах решения социальных проблем контрастно проявляются два типа подходов: мягкие (гуманные, толерантные) методы – «радетели благ», «гуманисты», «философы» (36%) и жесткие (радикальные, резкие) варианты решения – «танки», «прокуроры», «максималисты» (43%).

Работу по развитию рефлексии важно начинать уже в младших классах. С этой целью можно использовать так называемые рефлексивные технологии, о которых подробно рассказывает О.Браницкая в статье «Приемы рефлексивных технологий в начальной школе» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 12 за 2009 год). Приемы, выработанные рефлексивными технологиями обучения, позволяют внести разнообразие в урок, сделать учебный процесс более осмысленным. Например, прием «верно или неверно» особенно эффективен на этапе знакомства с новым материалом, когда детям предлагается выбрать верные утверждения, опираясь на собственный опыт: «Верно ли, что в Арктике не бывает весны и лета?», «Верно ли, что за Полярным кругом живут и работают только полярники?», «Верно ли, что пингвины живут на Северном полюсе?»… После изучения материала можно вернуться к подобным вопросам, чтобы выяснить, какие утверждения были изначально верны. Это поможет детям выделить ключевые моменты темы. А для того чтобы установить наиболее существенные свойства изучаемых предметов и явлений, можно использовать прием «Гипотеза». Скажем, в первом классе при изучении темы «Птицы» по предмету «Окружающий мир» можно предложить детям подумать над следующим предположением: «Если птицы – это животные, которые летают, то муха – птица, а страус и курица – нет». Пробуя доказывать и опровергать подобные гипотезы, первоклассники выявляют существенные признаки, которые делают птицу птицей.

Как учителю позаботиться о сохранении психологического здоровья? Об этом рассказывается в статье кандидата психологических наук О.Семиздраловой, которая так и называется: «Психологическое здоровье и пути его сохранения». («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 1 за 2010 год). В публикации содержится много практических рекомендаций. В частности, в целях предупреждения «синдрома эмоционального выгорания» автор советует придерживаться следующих правил: определяйте краткосрочные и долгосрочные цели (это дает ощущение «правильности пути», повышает долгосрочную мотивацию). Используйте «тайм-ауты»: иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и найти занятие, которое было бы увлекательным. Еще один способ профилактики «синдрома эмоционального выгорания» – обмен информацией с представителями других организаций и служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива.

 

Рейтинг@Mail.ru