Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

И.В.Вачков, М.Р.Битянова
Я и мой внутренний мир
СПб.: Питер, 2009

В юношестве каждый, наверное, задается вопросами: кто я? Какой я? Чем отличаюсь от других? Могу ли изменить то, что мне в себе не нравится? И очень часто старшеклассник так и остается с ними один на один. Почему-то без математики не обходится ни единый школьный день, ученик старательно изучает ее от таблицы сложения до стереометрии, а о самом себе не имеет ни хоть сколько-нибудь осознанного представления, ни даже привычки внимательно относиться к своему внутреннему миру. Возможно, потому, что в учебнике по математике есть ответы на все задачи и теоремы доказаны раз и навсегда, а с каждым из нас все гораздо сложнее.
Помочь старшеклассникам – не получить готовые ответы, а обрести некоторые общие сведения по психологии и вехи для изучения себя самого – может эта книжка с подзаголовком «Психология для старшеклассников». Хотя, положа руку на сердце, некоторые учителя тоже могли бы признаться, что полученные в институте знания по психологии или забыты, или обветшали, или вообще к настоящей нормальной жизни почему-то никак не прикладываются. Им тоже будет интересно почитать. О том, как работает наша память и какие ее виды мы используем. Что такое внимание и каковы его свойства. Какие операции производит наше сознание, когда мы мыслим. Зачем человеку эмоции и как они проявляются. Как соотносятся темперамент, характер и способности.
Надо сказать, что все эти научные сведения авторы изложили чрезвычайно понятно, компактно и постоянно отсылают читателя к его собственному опыту. Для этого в конце каждой главы встречаются разделы «Самоисследование» и «Домашний эксперимент». «Лаборатория», «Спорный вопрос», «Психология в жизни», «Психологическая консультация» дают представление о том, как ведут себя в разных ситуациях разные люди и что им рекомендуют на этот случай психологи. А в «Лирике» подобраны отрывки из художественных произведений, которые создают еще один план для размышлений на затронутые темы.

Во что играют наши дети
М.: ЛомоносовЪ, 2009

Сборник составлен по материалам психолого-педагогических исследований Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета. С самого начала авторы стараются убедить своих взрослых читателей, что игра – это не пустая забава, а важная для взросления деятельность. В игре ребенок увлечен, вдохновлен и свободен, и в то же время он учится управлять своим поведением.
Тех, кто в глубине души продолжает считать игру простым, незамысловатым занятием, ожидает немало открытий. По мере чтения они смогут распрощаться с некоторыми мифами. Например, о том, что развивающие игрушки тренируют мышление. А высокотехнологичные интереснее для ребенка и полезнее для его развития, чем традиционный плюшевый мишка. Оказывается, говорящие, сияющие огнями и самодвижущиеся чудеса хай-тека надоедают очень быстро и не дают простора для воображения и собственно самой игры, превращая ребенка в наблюдателя. То же – с компьютерными играми, которые автор считает самозванцами: игрой в классическом понимании это занятие назвать нельзя.
А сколько премудростей скрыто в обращении с кубиками и пазлами, мячами и машинками, куклами и мозаиками. Свои особенности имеют игрушки для девочек и для мальчиков (которых, кстати, нельзя лишать возможности играть в куклы). Оказывается, игра усложняется, «растет» вместе с ребенком. И в определенный момент нужно не заваливать ребенка имитациями взрослых предметов, а наоборот, убирать некоторые игрушки, чтобы стимулировать воображение. Одним словом, любой, кто дочитает книжку до конца, непременно проникнется осознанием важности этой части детской жизни. Не говоря уже о множестве практических знаний и психологических сведений.

 

Рейтинг@Mail.ru