Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ


ИПК становится автономным: что это значит для педагогов?

О том, как живет один отдельно взятый автономный ИПК, рассказывает ректор МАОУ дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецка Наталья Стрикун

В 2009 году одиннадцать институтов повышения квалификации в разных регионах России сменили статус и стали автономными учреждениями (АУ).
Перейти из одного статуса в другой было трудно. Да и жить, будучи автономными, оказалось не легче. Одна из проблем в том, что институты повышения квалификации, перешедшие в статус АУ, по-прежнему окружены слухами. Некоторые педагоги опасаются, что отныне услуги автономных ИПК станут для учительства платными. Другие подозревают, что эти ИПК просто-напросто распродадут свою собственность и закроются. Кое-кто уже морально приготовился ехать за повышением квалификации в соседний город и даже в другой регион…


Новокузнецкий ИПК одним из первых в стране сменил статус и стал АУ. Его коллектив работает в новом статусе с лета 2009 года. Это городской Институт повышения квалификации. Здесь проходят обучение все категории учителей города Новокузнецка, сотрудники ДОУ, специалисты из учреждений дополнительного образования, психологи, сотрудники, работающие в валеологических центрах и центрах психолого-педагогического сопровождения детей.

– Наталья Геннадьевна, в некоторых субъектах РФ институты повышения квалификации меняют статус: одни готовятся, а другие уже стали автономными учреждениями. На ваш взгляд, смена статуса так уж необходима?
– Я думаю, именно ИПК на сегодняшний день наиболее подготовлены для перехода в статус АУ. У них давно отработана система дополнительных образовательных услуг, которые необходимы для деятельности автономного учреждения.
Скажем, в нашем вузе объем заработанных средств сегодня составляет (даже по самым скромным подсчетам) 25% бюджета. У нас есть стабильный заказ на переподготовку педагогов, оплачиваемый ими самими. Ведь многие из них преподают предмет, по которому не имеют базового образования. Например, бывшие учителя русского языка и математики у нас в городе зачастую идут работать в детсады, хотя у них нет соответствующей квалификации по дошкольной педагогике. Переподготовка, которую они проходят у нас, дает им возможность получить новые знания, успешно пройти аттестацию и повысить разряд.
– Если учитель города Новокузнецка сегодня захочет пройти у вас переподготовку, во сколько ему это обойдется?
– Цена курса рассчитывается под конкретных специалистов. У нас нет фиксированной стоимости услуг. Мы существуем по законам некоммерческих организаций. Следовательно, стоимость услуги не является рыночной, она – расчетная. По-другому ее можно назвать так: «услуга на условиях полного возмещения затрат слушателями». Например, есть группа из семи учителей-историков, у которых до сих пор нет базового исторического образования. Раз группа маленькая, цена за весь период обучения (10 месяцев, 640 часов) достаточно высока: около 18 тысяч рублей. Бывают большие группы педагогов (25–30 человек), которые платят за обучение около 12 тысяч. Конечно, многое зависит от кадрового обеспечения программы. Если лекции читают, скажем, доктора наук, стоимость будет выше.
В стоимость наших услуг может также входить «доля на развитие учреждения». Собственно, она и обеспечивает нам решение многих текущих задач: от приобретения лампочек до повышения квалификации кадров института. Однако опыт нашего ИПК показывает: если стоимость повышения квалификации превышает 10–15% от объема заработной платы учителя, педагоги от этой услуги отказываются. Поэтому нам порой приходится делать выбор и расставаться с «долей на развитие».
– Но все же есть случаи, когда педагоги говорят: мы хотим прослушать те или иные курсы за любые деньги?
– Да, такие предложения есть, но исходят они сегодня скорее не от учителей, а от руководителей ОУ и касаются вопросов экономики и права (мы имеем право проводить переподготовку завучей, а директора школ проходят переподготовку на базе областного ИПК). Основная проблема организации таких курсов – кадры. У нас пока очень мало квалифицированных специалистов (юристов, экономистов), которые могли бы обучать педагогов и менеджеров в образовании.
– В некоторых региональных ИПК начали подготовку технических организаторов ЕГЭ (тех, кто обслуживает пункты проведения экзамена). Интересно, что обучение проходит в обязательном порядке и за собственные деньги. Как вы относитесь к подобной практике? И вообще какую роль занимает в структуре предлагаемых вами курсов все, что связано с ЕГЭ?
– В нашем вузе, в сотрудничестве с Комитетом образования и науки администрации города Новокузнецка, создан Центр мониторинга, который ведет работу с ОУ. Центр проводит обучающие семинары, консультации, практические конференции по вопросам качества образования, в том числе и по вопросам организации и использования результатов ЕГЭ. Могу сказать, что для ОУ и педагогов все эти занятия являются бесплатными: это часть получаемого нами муниципального задания. Но актуальная тема ЕГЭ включена у нас – в расширенном виде – и в программу семинаров, проводимых на платной основе.
– Пока мы говорим о тех, кто готов платить за свое образование. Но сегодня педагоги опасаются вот чего: как только ИПК их города станет автономным, все услуги по повышению квалификации рано или поздно окажутся платными. И тогда учителю придется платить даже за обязательный курс повышения квалификации. Это сценарий реальный?
– Вокруг автономных учреждений действительно сложился негативный миф, который мне хотелось бы развеять. Обращаю ваше внимание на то, что любое АУ существует главным образом за счет бюджетной субсидии на выполнение муниципального задания. Размер такой субсидии составляет, к примеру, 80% бюджета нашего ИПК. Это плата муниципалитета (или субъекта Федерации – для региональных ИПК) за повышение квалификации педагогов. Раньше эти средства поступали на счета ИПК, который был бюджетным учреждением. Теперь они же поступают на счета ИПК, который стал автономным учреждением. Могу сказать, что для учителя нет разницы, на какой из счетов – лицевой или расчетный – в его Институт повышения квалификации приходят бюджетные средства. Педагоги не должны волноваться на этот счет. Государство продолжает оплачивать услуги по повышению квалификации в том же объеме, который предусмотрен заданием.
– Вопрос в том, как определяются размеры этого государственного задания. Не может ли случиться, что задание для автономного ИПК резко уменьшится? Например, ректору скажут: вы автономны, зарабатывайте деньги сами. А за счет кого ему зарабатывать деньги?
– Объем финансирования определяется на основании бухгалтерской отчетности. Его размер может быть также определен соглашением: это документ, в котором оговорены условия, при которых может быть изменен объем муниципальной субсидии.
Но хочу успокоить: муниципальный заказ на повышение квалификации педагогов не только не уменьшается, он имеет тенденцию к увеличению. И как раз в этом заключаются некоторые наши проблемы. Муниципалитет хотел бы, чтобы Институт повышения квалификации оказывал ему как можно больше бесплатных услуг. Под этот заказ он выделяет нам средства. Для нас бесплатное повышение квалификации учителей тоже очень важно. Но одновременно с этим мы с коллегами разрабатываем план развития платных образовательных услуг – интересных, актуальных, востребованных… А увеличивать их объем при постоянном увеличении муниципального заказа непросто: у нас нет ни временных, ни кадровых возможностей.
– По вашему опыту, какой объем платных услуг должен быть у ИПК, чтобы он мог свободно существовать в режиме АУ? Не случится ли так, что платные и бесплатные услуги будут представлены в объеме 50 на 50 и тогда за бесплатными услугами учителям придется становиться в очередь?
– Начнем с того, что каких-либо нормативов по вопросам объема платных услуг нет. Экономисты подсчитали, что для развития и функционирования автономного учреждения важно, чтобы 15–20% средств оно зарабатывало само.
На мой взгляд, более чем половинное соотношение платных и бесплатных услуг в области повышения квалификации просто нереально. Ведь для АУ, как я уже говорила, главное – выполнить муниципальный заказ. Именно под его выполнение нам выделены площади, обеспечены все условия.
– Современный учитель понял, что повышение квалификации – важнейшая составляющая его профессии. Готовы ли ваши педагоги ехать в соседние регионы за необходимым курсом повышения квалификации? Или все-таки для них предпочтительнее учиться дома?
– На нашем опыте мы убедились, что есть педагоги, которые действительно готовы ехать в другие города. Правда, при очень прагматичном отношении: необходимо, чтобы там, на другой территории, им не просто о чем-то рассказали, но обязательно показали практически (как и что делать, каков опыт решения тех проблем, с которыми они сталкиваются сегодня).
– Обсуждается ли у вас в городе перспектива ваучеризации повышения квалификации? Как вы относитесь к такому предложению?
– На мой взгляд, это хороший инструмент управления повышением квалификации. Уже второй год у нас работают группы по разработке регламентов организации учебного процесса и нормирования по видам деятельности преподавателя. Мы готовимся к сертификации системы менеджмента качества института. При ваучеризации это станет необходимостью, я в этом уверена, как и независимая оценка качества услуг.
– На ваш взгляд, коммерческая деятельность в сфере повышения квалификации имеет будущее? Тогда кто и как будет регулировать этот рынок?
– Думаю, что предпринимательская, коммерческая деятельность с получением прибыли в области повышения квалификации возможна. Регулировать же этот рынок можно только по рыночным законам – маркетингом. Это тоже развивающаяся сфера в управлении образованием, и готовых рецептов у нас нет: ищем и пробуем.

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА

Комментарий специалиста

Наталья Ойцева,
ведущий специалист отдела образования Кузнецкого района г. Новокузнецка:

– Я думаю, что автономный статус ИПК открывает большие возможности и для педагогов, и для ОУ нашего города. Если раньше ИПК предлагал педагогам перечень определенных услуг в ограниченных по численности группах, то теперь эти ограничения сняты. В прежние годы не все актуальные для педагогической практики проекты можно было заказать. Не позволял бюджет муниципального задания. Теперь все иначе. В кратчайшие сроки организован важный для нас семинар «Конкурсное движение как фактор развития педагогов ДОУ», который позволил не только подготовить педагогов всех 16 детсадов района к конкурсным испытаниям, но и значительно сэкономить время и финансы. Теперь на этот семинар хотят записаться все.
Алексей Рытов,
проректор АПК и ППРО:

– Процесс перехода ИПК в статус автономных учреждений идет в регионах уже 2 года. И в нем оказалось немало подводных камней. Не раз возникали проблемы: региональные бюджеты не хотели «отпускать» Институт повышения квалификации. По-прежнему у новых АУ остаются и проблемы с казначейством. Однако общую точку зрения руководителей региональных ИПК на этот процесс выразила, на мой взгляд, ректор Амурского института повышения квалификации Лилия Ефимовна Дмитриева. После того как она долго сетовала на все неудобства, которые приходится вынести, чтобы стать АУ, я спросил ее: «Лилия Ефимовна, может быть, лучше отступить, вернуться в статус бюджетного учреждения?» И она ответила: «Под расстрелом не пойду!»

Рейтинг@Mail.ru