Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Куценко Елена

Образовательный маршрут для будущих каникул

Если разрабатывать его вместе с ребятами, и жизнь класса станет интереснее, и поездка увлекательнее!

Длинные новогодние каникулы вместили в себя массу событий, но наверняка самым запоминающимся для многих стала поездка – в Москву или Санкт-Петербург, областной центр или соседний город. Как правило, в программу поездки входят образовательные экскурсии. В первую очередь –
в музеи. Впечатления от их посещения самые разные. Иногда даже музеи с бесценными коллекциями оставляют ребят равнодушными, а то и вызывают ощущение, что ты здесь нежеланный гость.
Что ж, обижаться тут бессмысленно, зато можно оценить свои впечатления, сделать выводы и учитывать их в планах на будущее. То есть действовать по классической образовательной схеме, только предметом анализа в этом случае станет поездка, а не результаты контрольной по математике.

Кто хочет быть организатором?

У совместного выезда много граней и возможностей. В частности, широкий простор для реализации самых разных способностей и интересов ребят. Те из них, кто пока равнодушен к биологии, живописи или краеведению и кому не очень интересны экспозиции соответствующих музеев, – такие ребята могут оказаться, например, талантливыми организаторами, оформителями или логистиками. Они могут помочь учителю в планировании и организации следующего выезда. Нужно ведь заранее учесть интересы и пожелания всех его участников, спланировать бюджет, программу, перемещения в течение каждого дня, расселение, организацию свободного времени. Все учли? Нет? Давайте еще раз вернемся к анализу только что закончившейся поездки: что больше всего разочаровало, что – привлекло.
Во время долгой поездки нечем было заняться, многие заскучали или даже затеяли ссоры. При расселении никто ни с кем не мог договориться. В музее, куда хотели попасть, оказались расписанными заранее все экскурсии, в него так и не попали. Многим не понравилось, что о планах на день они узнавали очень поздно… Таких ситуаций множество, но большинство из них довольно просто решаются, если заранее обсудить порядок расселения, придумать информационный листок для оповещения о завтрашних планах, заготовить игры для времяпрепровождения в дороге.
Кстати, иногда бывает и так, что подросток, потративший много усилий для организации экскурсии – узнавал расписание работы постоянной экспозиции и сменных выставок, помогал оформить письмо от школы, занимался заказом определенной экскурсии в удобное время, – с большим вниманием отнесется и к ее содержанию. Как-никак он вложил немало труда, чтобы это событие состоялось.

Ботаники на марше

Конечно же, административная группа не должна чувствовать, что она лишь обслуживает группу ботаников, которые, попав в музеи, будут удовлетворять лишь собственные образовательные интересы. Они вполне могут подготовить собственную мини-экскурсию, например, по старинной части города или по одному из залов музея (иногда музейщики довольно ревниво относятся к подобным акциям, и лучше заранее согласовать это с администрацией музея). Как известно, работать «для своих» особенно трудно. То есть учителю придется помочь потенциальному экскурсоводу подготовить такой рассказ, чтобы все ахнули: подобрать малоизвестные сведения, забавные факты, сформулировать хитрые вопросы для аудитории: «Как вы думаете?.. А на самом деле…»
Если у ребенка есть возможность изучить экспозицию заранее дистанционно (с помощью интернета или каталогов), он может заготовить для одноклассников задания, выполнить которые можно будет, лишь внимательно ознакомившись с экспозицией. Непростая работа, которая тоже потребует тактичной помощи со стороны учителя.
Эта образовательная часть проекта, во-первых, позволит развить познавательные интересы самых увлеченных, во-вторых, усилит их авторитет в классе – ведь ботаники часто считаются людьми никчемными – и, в-третьих, возможно, пробудит хотя бы любопытство к некоторым сферам культуры у другой части ребят.
Поскольку следующая поездка состоится еще о-очень нескоро, а подростки (как и остальные люди) склонны откладывать все на последний момент, хорошо бы договориться о сборах рабочих групп время от времени. Первая встреча, разумеется, будет общей: куда, когда едем и что хотим увидеть, прожить, почувствовать – в общих чертах. Потом планы можно корректировать в зависимости от складывающейся ситуации.

Освоение новой образовательной среды

Помимо того что музей предоставляет новые информационные возможности, это просто еще и другое, нешкольное, пространство. Там мы переходим от одного экспоната к другому, а не сидим за партами, сведения «упакованы» в непривычную форму, да и состав слушателей совсем не ограничивается одноклассниками. Рядом может оказаться группа иностранных студентов или тоже школьников, но из другого, очень далекого региона России, или группа инвалидов. Таким образом, посещение музея может стать еще и своеобразным социальным тренажером. Особенно если педагоги обратят внимание ребят на этот аспект экскурсии.
О традиционных правилах поведения в музее педагоги, безусловно, оповещают детей накануне поездки. Если музей известен какими-то особыми строгостями, хорошо бы узнать об этих требованиях заранее – что может сделать, например, кто-то из административной группы – и проинформировать всех. Но гораздо более содержательным будет разговор после экскурсии. Кого-то смутило соседство людей, говорящих на чужом языке, кто-то был потрясен видом инвалидов-колясочников. Такие ситуации предусмотреть заранее практически невозможно, зато вполне возможно и даже нужно обсуждать после события. Лучше вечером того же дня, когда можно обратиться к только что полученному опыту. Свежие впечатления позволят поговорить и о том, насколько разумны и обоснованны правила поведения, которые раньше казались надуманными и формальными. Теперь на практике ребятам станет понятно, зачем пропускать вперед тех, кто меньше ростом, отчего в музее принято разговаривать вполголоса и отключать мобильный телефон. Иногда взрослые ограничиваются просто раздраженными замечаниями: «Я же сто раз предупредила!» или «Ну-ка потише!», но это вызывает только чувство сопротивления, а вот спокойное обсуждение и анализ ситуации возможно приведут к положительному результату.
Знакомство с настоящим музеем, его атмосферой и устройством может дать особенно много для ребят, которые участвуют в работе школьного музея. Для этой группы можно устроить отдельное тематическое обсуждение. Например, поговорить о том, какие приемы ведения экскурсии и принципы оформления экспозиции захотелось использовать у себя.
Иногда экскурсия бывает настолько ярким событием, что почти все ребята загораются идеей музейного проекта. Скорее всего для большинства детей музей не станет делом жизни, но пока есть азарт, вполне можно на волне этого интереса провести небольшую проектную работу: создать кратковременную экспозицию – история нашего класса или XX век – история нескольких семей, фотовыставку «Улицы нашего города» – тема наверняка найдется, если интерес будет неподдельным, а впечатления живыми.

Рейтинг@Mail.ru