Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Перова Лариса

Музей детей не жалует...

Невеселые учительские размышления после экскурсий

В каникулы, как и многие учителя, повела своих воспитанников по музеям. Каждому опытному учителю понятно, как много усилий требуется, чтобы это посещение музея стало действительно увлекательным путешествием в мир культуры. Нужно придумать и заранее распечатать задания, вопросы, сформировать работоспособные группы (уговорить родителей или коллег помочь в сопровождении групп), чтобы не ходить толпой по залам, и какой-нибудь конкурс в итоге провести, еще и призы найти.
К сожалению, вся эта работа чуть не пропала понапрасну по вине суровых музейных работников. Дело не только в резких замечаниях (руками не трогать, громко не разговаривать, не бегать), увы, справедливых в месте хранения уникальных экспонатов. Хотя можно бы и повежливее, подоброжелательнее.
Дальше – хуже. Дети устали, им захотелось присесть. Чтобы отдохнуть, рассмотреть картину, списать с таблички информацию. Запрещено! Снова крики, замечания. Почему нельзя устроиться на довольно чистом, благодаря музейным тапочкам, паркете, как это позволено во всех европейских музеях? Непонятно, но и это не самое ужасное.
Самое ужасное – невозможность войти в музей. К примеру, еще в декабре музей великого композитора в одном из подмосковных городов объявил, что в дни школьных каникул работать не собирается. «У людей праздники, а мы – не люди?» Пришлось звонить в областной отдел культуры и объяснять, что для многих ребят каникулы – единственная возможность приехать вместе с педагогами в музей. Если им понравится, лет через двадцать они, вероятно, привезут сюда своих собственных детей. Или не привезут. И музей умрет бесславно не потому, что его мало поддерживает государство, а потому, что он сам не вырастил себе посетителей.
Кстати, просто войти в открытую дверь музея – это еще не победа. В одном крупном столичном музее нас долго не хотели пускать дальше порога. Мы с учениками наивно пришли с утра пораньше, но были задержаны бдительными контролерами, которые послали руководителя в экскурсионный отдел, где есть, представьте, специальный человек, занимающийся школьными проблемами. Он-то и рассказал нам, что педагог может войти в музей с учениками, только заказав предварительно (за полгода, не быстрее!) экскурсию. По этому поводу администрация издала специальный циркуляр. Но, во-первых, не все живут по таким долгосрочным планам, во-вторых, не каждый ребенок вынесет часовую ученую лекцию. Заказанная стандартная экскурсия – значит, прощай любовно составленные задания, учитывающие возможности, интересы конкретных детей, прощай свободное перемещение маленьких групп по залам, шанс вглядеться, подумать, прощай право ребенка двигаться в своем темпе…
В конце концов нам милостиво, в порядке исключения, разрешили войти, но напомнили, что учителю запрещено отвечать ребятам на вопросы. В музее должно быть тихо!
Вам все еще хочется отвести своих учеников в музей?

 

Рейтинг@Mail.ru