Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТИЛЬ И УКЛАД


Меркулов Филипп

Логистика школьного расписания

Несколько рекомендаций, позволяющих сделать главный документ школы более гибким и учитывающим интересы всех участников образовательного процесса

В третьей четверти в большинстве школ вводится специальное «зимнее» расписание, чтобы ребята могли покататься на лыжах на физкультуре. Временное расписание не всем удобно. Успокаивает, правда, сознание временности: кончится зима, вернется стабильное расписание. Но и оно, увы, не всех устраивает. Попробуем взглянуть на него глазами всех участников образовательного процесса: учеников, педагогов, администрации и родителей. И подумаем, можно ли что-то усовершенствовать в этой невероятно сложной схеме, не меняя основополагающих принципов, таких как базовый учебный план, штатное расписание, почасовая оплата труда преподавателя.

 

Расписание ученика

В современной школе расписание, вывешенное на стенде первого этажа, существенно отличается от индивидуального расписания, зафиксированного в дневнике отдельного ребенка, особенно старшеклассника. Связано это с появившейся в последнее время возможностью выбора спецкурсов, факультативов, кружков. Прежде всего – во вторую половину дня, в режиме системы дополнительного образования. Но и утро бывает достаточно разнообразным.
Идеальная школа полувековой давности, с единым для всех расписанием, с абсолютно пустыми в урочное время коридорами, постепенно уходит в прошлое. Все чаще можно встретить современные образовательные учреждения, по коридорам которых снуют в разные стороны, повинуясь своим индивидуальным графикам, ученики, педагоги, где жизнью управляют не механические звонки, а разно­образные интересы, потребности участников процесса. В такой сложной системе всякие изменения, даже незначительные, добавляют не слишком сосредоточенным ученикам проблем. Дети то нужный учебник не захватили, то кабинет не сразу нашли. Не стоит видеть в подобном поведении злой умысел – это естественный процесс привыкания. И первые две недели после ввода нового расписания педагоги, родители должны быть готовы помочь растерявшимся ребятам, в первую очередь терпеливым отношением к неразберихе. Неплохо держать в кабинете несколько запасных учебников и тетрадей (листочков), чтобы дать возможность забывчивым ученикам включиться в работу.
Множество индивидуальных расписаний существенно осложняют процесс организации общешкольных мероприятий. Один педагог устроил олимпиаду, а у другого в это время подготовка к конференции. Трудно назначить время для пересдачи контрольной или для дополнительных занятий. Не поймешь, когда освободится актовый зал или компьютерный класс.
Чтобы меньше сталкиваться и не «дергать» детей в разные стороны, можно попытаться каждому дню недели дать свой «характер». К примеру, не назначать по средам дополнительных занятий, тогда появится возможность проводить общешкольные собрания, репетиции спектаклей и праздников.
Вторник – день словесников. Дополнительные занятия, олимпиады, конференции, киноклуб… Четверг – математиков. Пятница – день естественников: опыты, эксперименты, выезды на природу. Конечно, жизнь заставит постоянно вносить коррективы. Зато словеснику, собравшемуся вести учеников в музей в четверг, легче понять, с кем договариваться, кому, если потребуется, часы отдавать, у кого детей отпрашивать.
В ученическом расписании, записанном в дневнике или распечатанном на отдельном листе, полезно указывать не только общие уроки, время работы кружков или факультативов, но и часы индивидуальных или групповых консультаций с предметниками, с руководителями проектов и исследовательских работ, чтобы увидеть совокупную нагрузку ребенка.
Кстати, европейский опыт свидетельствует, что подросток эффективно учится, у него хватает времени для самостоятельных занятий, чтения, спорта только в том случае, если у него в неделю от 30 до 35 часов аудиторной нагрузки. У нашего старшеклассника даже по стандартному базовому плану уроков больше. А ведь есть еще мир за стенами школы.

Расписание педагога

Учителя обычно плохо разбираются в том, по каким расписаниям живут их ученики. Даже классные руководители лишь в лучшем случае имеют представление о недельной нагрузке своего класса. А предметники, как показывают опросы, даже не знают, сколько часов в неделю проводят в школе дети разного возраста. Так возникают проблемы с огромными домашними заданиями: учитель видит ребенка два часа в неделю и старается заполнить долгую разлуку чтением учебника и дополнительной литературы, не думая, что этот ребенок за партой проводит еще около сорока часов в неделю. А дома его ждут письменный стол и компьютер…
Выход, по мнению многих преподавателей и учеников (это подтверждает и европейский опыт), ставить «сдвоенные часы», «пары», если есть хоть малейшая возможность. Педагог может задать что-то на дом в два раза реже, зато он получает больше пространства для совместной работы с детьми. Домашнее задание делают, мягко говоря, не все. А за два урока учитель включит в работу последнего лентяя, сумеет объяснить крупный блок материала, провести увлекательную игру или серьезное сочинение.
Сдвоенные часы удобны и детям, и педагогу: он будет реже в течение дня совершать переходы из 5 класса в 11-й, а потом снова в пятый.
Если классный руководитель или тьютор найдет время проанализировать индивидуальные расписания нескольких детей, стоит обратить внимание на серьезные отклонения от средней недельной нагрузки у отдельных учеников. В норме разница между количеством учебных часов в расписании самого трудолюбивого и самого легкомысленного ребенка не должна составлять в одном классе больше 5–7 часов в неделю. Слишком мало желаний, выборов или чрезмерная жадность, стремление успеть везде – это повод для размышлений и подробного разговора с учеником, с его родителями.

Расписание для родителей

Если ученикам и педагогам непросто разобраться в современном расписании, то про родителей и говорить нечего. И дневник здесь плохой помощник. Редкий классный руководитель добивается от своих подопечных регулярного ведения этого «важнейшего документа». Идеальный вариант – размещение в интернете на сайте школы всех вариантов расписания с оперативными изменениями минимум раз в четверть. Сегодня реально распечатать в начале четверти (полугодия) расписание каждого ребенка и вручить родителям на собрании.

Расписание администратора

Современное расписание должно быть составлено с учетом такого количества факторов, что это просто не может быть, как раньше, делом завуча или директора, у которого и без того полно забот. К тому же, когда все нити, все просьбы, заказы, порой противоречивые, оказываются в руках одного человека, неизбежны упреки, подозрения в пристрастности и субъективизме. Ситуация заметно улучшится, если представители учительских команд (педагоги, работающие в одной параллели, преподающие один предмет) сначала обсудят в «узком кругу» пожелания по поводу расписания, решат внутренние проблемы друг с другом (кому в этой четверти достанутся последние уроки в пятницу, кто будет работать с буйным шестым классом после физкультуры), а потом в письменном виде подадут заявки администрации. Прозрачность положения исключит обиды, а все недовольства примут конструктивное направление: что-то не устраивает – подумаем, как это можно изменить.
К тому же учителя, подавая заявки на расписание, учтут пожелания детей, тех конкретных учеников, которые встречаются с ними в пятницу на последнем уроке или в понедельник на первом.

Может пригодиться

Изучение школьного расписания позволяет понять некоторые концептуальные для данного образовательного учреждения позиции (и сделать выводы на будущее). Например, как школа позиционирует себя по отношению к большому миру. Насколько она открыта, поощряет ли стремление детей осваивать новые пространства.

Естественно, школа в маленьком поселке или в далеком спальном районе мегаполиса вынуждена сама обеспечивать все образовательные потребности ребенка (по мере сил). Хотя и здесь бывают разные подходы: можно поставить в субботу пять уроков для старшеклассников, а можно максимально освободить выходные, чтобы дать ребятам возможность поехать на курсы в центр, чтобы классные руководители могли организовать побольше экскурсий. Можно всю вторую половину дня занять кружками и факультативами под руководством своих же педагогов, а можно в компьютерном классе организовать поддержку дистанционному обучению (наладить связь с дистанционными подготовительными курсами в вузы, дистанционными физико-математическими, лингвистическими школами, дистанционными олимпиадами – и отразить это в расписании, обеспечить наличие свободных рабочих мест).
Школа, расположенная в центре города, неподалеку от театров, музеев, университетов, способна пригласить настоящих ученых для руководства ученическими исследованиями, проектными работами, может включить в расписание выездные занятия: семинар, проведенный в институтской аудитории или в зале музея, воспринимается иначе.
Анализ расписания помогает увидеть, есть ли в школе свободное образовательное пространство, не ограниченное рамками урока. К примеру, «окна» в расписании старшеклассника. Если администрация позволяет педагогам оставить подростка на свободе (без присмотра!) на час, это вопрос не только доверия к ребенку, но и наличия в школе всем известных мест, где ученик безопасно и с пользой проведет этот час: уютная библиотека с парочкой столов для самостоятельных занятий, диванчики в холлах, скамейки на первом этаже – возможность неформального общения, в том числе и по делу (обсуждение совместных проектов), столовая, откуда не выгонят (идеальный вариант – кафе, где не суетятся по поводу коллективных завтраков и обедов).
Стремление школы найти индивидуальный подход к ученику также видно в сетке расписания: уроки проводятся для целого класса или ребята делятся на подгруппы (по силам, по интересам) не только на иностранном и физкультуре. Не всегда для этого требуются дополнительные кабинеты и учителя. В двух параллельных классах одновременно работают два математика (словесника), занимают положенные два кабинета, но ребята приходят не в класс, а в группу с углубленным изучением предмета (или на интенсивный курс), в группу, работающую по новому учебнику.
Конечно, количество учеников влияет на качество обучения. Поэтому малочисленные группы предпочтительнее. Но и возможность выбора играет важную роль. Европейский школьник минимум половину уроков в неделю проводит не с классом в целом, а в группе по выбору. Стоит задуматься.
Многие недостатки расписания упираются в нехватку помещений. Современной школе нужны не одинаковые «стандартные» кабинеты, а большие классы для общих занятий, лекций, конференций. И небольшие комнаты для работы подгрупп. Летом во время планового ремонта можно попытаться часть помещений перепланировать (поставить дополнительные перегородки проще, чем сломать лишние стены), расписание будущего года будет легче составить.

Рейтинг@Mail.ru